Как бы мы не относились к нацизму, но его искусство, когда оно действительно искусство, а не голая пропаганда, великолепно. Именно об искусстве и будет идти речь.
"Триумф воли" - документальный фильм, снятый Лени Рифеншталь в 1934 г., премьера фильма состоялась в 1936. В главных ролях:
Адольф Гитлер,
Мартин Борман,
Йозеф Геббельс,
Рудольф Гесс,
Генрих Гиммлер,
Герман Геринг,
Бальдур фон Ширах.
Фильм начинается с бесконечного простора кучевых облаков, среди которых под пафосную музыку летит самолет. Затем он летит над Нюрнбергом. Четко видна панорама города с его средневековой эстетикой. Самолет опускается, его окружают толпы радостных людей всех возрастов со вздетой в нацистском привествии рукой. Радость и счастье на лицах людей неподдельны. Собственно, это эпизод, как Гитлер прилетел на очередной съезд Национал-социалистической рабочей партии Германии.
Весь фильм - это такой монументальный балет, действующими лицами которого являются толпы жителей города, солдаты нацистской армии и сами вожди. Слов в фильме почти нет - одна музыка, которая усиливает эффект. Декорациями балета являются потрясающие виды Нюрнберга: площади, улицы, дома и т.д.
Еще одна ассоциация: германский карнавал, доведенный до предела. Как известно, карнавал в Германии - особый праздник, растянутый на несколько недель, и завершающийся шествием. Именно шествия становятся ключевыми и совершенно медитативными эпизодами фильма.
Новаторство фильма неоспоримо. Рифеншталь привлекла на съемки 25 оператов и сотни ассистенотов. Была мастерски применена техника монтажа. И наконец, много солнца и воздуха. Фильм очень светлый. И это, кстати, характерная черта тоталитарного искусства (и в Германии, и в России), только итальянцы изображали своего дуче, используя инфернальную символику.
Фильм-праздник. И если не знать, что такое фашизм, то хочется верить в сказку. Верим же фильмам с Любовью Орловой, хотя они есть яркий образец соцреалистического искусства.
Лишний повод повторить, что искусство выше морали.