Надо сказать, что в 2000-ых годах братья Коэн радовали меня нечасто. Мои любимые их фильмы остались в конце 80-ых - первой половине 90-ых. Тем приятнее мне было посмотреть "Серьёзный человек" - ленту, которая мне сразу очень сильно понравилась, неожиданно для меня самого.

"A Serious Man" - фильм о жизни еврейской общины небольшого американского провинциального городка. Но изображение жизни американских евреев для Коэнов - средство, а не цель. Средство для выражения своего миропонимания, которое внятно было показано ещё в предыдущем фильме "После прочтения сжечь". Но в отличие от "После прочтения", где один из центральных персонажей прямым текстом говорит об "окружающем его идиотизме", в "Серьёзном человеке" это миропонимание выражено иносказательно и с гораздо большей художественностью.

Главный герой - профессор математики Лоренс Гопник, устроенная жизнь которого внезапно летит под откос. Студент-азиат просит повысить ему отметку и подсовывает конверт с деньгами, жена уходит к некоему Саю Абельману, причём они умудряются повернуть дело так, что м-ру Гопнику даже приходится переехать из собственного дома в мотель "Весёлый Роджер". Вдобавок к тому, на шее профессора висит его непутёвый брат Артур, у которого постоянные проблемы с полицией то из-за страсти к азартным играм, то даже из-за склонности к гомосексуализму.

Дальше - больше. Как совершенно верно замечено в одной из рецензий, "количество абсурда в жизни Ларри Гопника нарастает", и, собственно, нет особого смысла пересказывать весь этот абсурд. Именно в его нарастании - основной стержень сюжета, но, как ни странно, смотреть чрезвычайно интересно, потому что очень хочется узнать, чем же всё это закончится. В попытках разрешить свои проблемы Ларри обращается к адвокатам, к раввинам, но все ему дают совершенно нелепые советы. Перед нами проходит целая галерея выпуклых еврейских персонажей, и здесь проявляется всегдашнее умение Коэнов работать с актёрами. Каждый из этих евреев по-своему забавно выглядит, у всех вроде бы естественные, но при этом, если приглядеться, - невероятно смешные лица. И говорят они тоже невероятно смешные, абсурдные и нелепые вещи, при этом с серьёзными и даже какими-то просветлёнными лицами. Наблюдать буквально за каждым появляющимся на экране героем очень интересно. Собственно, каждый из них - это и есть тот самый "серьёзный человек", вынесенный в заглавие фильма. Так Коэны показывают всю абсурдность попыток быть "серьёзным человеком" в мире, где от тебя абсолютно ничего не зависит, и этим они художественно завершают тему, начатую в "Фарго" и продолженную в "После прочтения сжечь". При этом их ирония над своим собственным племенем убийственна.

Коэновские фильмы 90-ых напомнила мне приятная спокойная картинка, практически лишённая визуального мусора.

Заканчивается фильм очень глубоко и красиво - зрелищем надвигающегося торнадо. Символом всепобеждающих сил, правящих миром и неподвластных человеку. Так Коэны, философы по образованию, видят мир. По крайней мере, так я понимаю их видение.