

Ты никогда не слышал названия (я уже про фильм) и прекрасно понимаешь, что это далеко не шедевр, а режиссер не из тех, при произнесении имен которых всуе коробки с дисками твоей киноколлекции на полке вытягиваются в стойке смирно. Но смотреть все равно, или даже поэтому, невыносимо легко

«Электрические мечты» образца 1984 года как раз из этой категории.
Молодой и многообещающий, но не очень пунктуальный архитектор Майлз по совету своего сослуживца приходит в магазин за электронным органайзером. Вместо этого ему впаривают целый домашний компьютер. Персоналка оказывается вещью завораживающей. В ближайшие несколько дней Майлз дополнительно закупает набор примочек и адаптеров, позволяющих подключить к пи-си любые приборы в квартире и управлять ими.
Одним вечером, во время попытки главного героя получить по модему доступ к сети на его работе, компьютер перегревается от количества получаемой информации(!), а молодой человек в панике заливает его из бутылки шампанского, находящейся под рукой.
С этого момента комп (его, кстати, теперь зовут Эдгар) начинает подражать звукам, которые обаятельная соседка Мэйделин высекает за стеной из своей виолончели, собачьему лаю, доносящемуся с улицы, голосу хозяина. Но, кроме музыки и вербального выражения, Эдгар учится также думать, а с мышлением приходит и желание понять, что такое чувства. Тем более, этому способствует сближение Мэйдлин и Майлза.

Фильм из солнечных восьмидесятых, когда вид печатных плат, шлейфов и восьмибитной графики приводил в трепет, по крайней мере, совковских мальчиков, не меньший, чем обнаженная женская грудь. Разве та почти одержимость может сравниться с практически безразличием, которое мы чувствуем сейчас при виде очередного гаджета? Тогда закон Артура Кларка, говорящий, что любая достаточно современная технология неотличима от волшебства, навевал нам сладкие грезы о будущем. Сейчас же он всего лишь безразлично сообщает о настоящем. Спросите себя, может ли вас что-то по-настоящему удивить…

Конечно, пройдет еще двадцать лет, и мы с чувством теплой ностальгии будем вспоминать, как хранили свою информацию на громадных и малоемких флешках, точь-в-точь, как сейчас улыбаемся тому, что программы можно было записывать на аудиокассеты. Такова природа человека, и это хорошо, потому что каждый из нас всегда может найти старый сладкий леденец – нужно только хорошенько поискать.
Как будто в доказательство этому, создатели поместили в титрах упоминание об объекте своего вдохновения. Посвящение гласит: «В память о UNIVAC I». Это первый коммерческий компьютер, созданный в США, первый экземпляр которого был запущен в 1951 году.

Клипмэйкер Стив Бэррон в своем дебюте в большом кино сумел органично скрестить классическую любовную историю с темой самоидентификации искусственного интеллекта, не жертвуя при этом простотой. Получился воздушный летний флик, не проваливающийся в глубокий и темный философский колодец.
Некоторые моменты сняты в клиповой манере, что на тот момент было свежим ходом, за который одна часть критиков фильм хвалила, а другая - поносила. Также Бэррон использует фишку, не раз виденную нами потом в картинах Дэвида Финчера – пролеты между компонентами компьютера сняты макросъемкой.
Дополнительно отмечу Верджинию Мэдсен и саудтрек Джорджио Мородера.
Оценка:

На что похоже по настроению: Короткое замыкание (1986)





