В рамках программы по обнаружению и заполнению пробелов в кинематографическом образовании мною был просмотрен фильм Ридли Скотта "Бегущий по лезвию".
И тут, безусловно, есть, над чем поразмыслить.



Начинается фильм с панорамы города будущего. Город мрачен, тосклив и априори безнадежен. И уже в первых кадрах видно, что художественное исполнение картины очень нетипично. Сложно сказать, с чем это связано, но возможно, дело в совмещении разных техник - здесь и компьютерная графика, и натурные съёмки, и довольно наивные по нынешним временам игрушечные модели совмещены в единое целое. Затем нам показывают улицы этого несчастного города: мусор, суета, толкотня, диковатое смешение культур. Средь этого бардака в дешёвой закусочной со смаком обедает наш старый друг Харрисон Форд, которого из-за однообразной характерной манеры игры несложно принять за того же Хана Соло. Трапеза его прерывается самым наглым образом, его везут в полицейский участок, чтобы просить выполнить сверхважное задание по уничтожению беглых репликантов - киборгов, практически идентичных человеку. Именно уничтожению - так называемые "Бегущие по лезвию" - люди, специально обученные убивать киборгов, взбунтовавшихся против людей. Форд отказывается - дескать, уже в отставке, но вскоре под напором многозначительных взглядов, намёков и фраз соглашается.



На этом месте младший брат, усмехнувшись, прокомментировал: "Ну, как всегда". И тут заключается самое интересное. "В 82-м году это было не настолько "как всегда"" - ответил я.
Действительно, чувство дежа-вю возникнет у любого, кто последние лет двадцать не чурался фантастических и около-фантастических фильмов. Кажется, что в этом же самом городе, стоит завернуть за угол, стоят герои какой-нибудь другой картины. Машины, опять же, летают. Но, во-первых, если вспомнить дату создания, станет ясно, что это другие режиссёры позаимствовали модель будущего, созданную Ридли Скоттом, и использовали во множестве своих работ. И, во-вторых, если немного подождать и проследить за развитием сюжета дальше, станет понятно, что "Бегущий по лезвию" это совершенно иное кино.



Начнём с того, что динамики нет почти никакой. Есть долгие планы, неторопливые перемещения. 
Это один из тех фильмов, где многое остаётся за кадром. Зритель должен быть внимателен и следить за каждой деталью и за каждым словом. Многие жалуются в рецензиях, что мотивы героев непонятны. На самом деле, всё становится ясно, стоит только приложить ум и воображение. Психологически этот фильм очень силён. Подсказок не ждите, однако найдётся объяснение всему - и меланхолии главного героя, и его удачам и просчётам, и даже поведению странноватых репликантов. Кстати, Рудтгер Хауэр в роли репликанта просто шедеврален. Он создал персонажа, за которым следишь, затаив дыхание.
Раскручивается простая и жестокая драма, когда каждый борется за существование. Главный герой оказывается меж двух огней, и в ситуации внутреннего конфликта выбирает долг. Но было это проявлением храбрости или наоборт, решать только зрителю.

За каждым кадром видна заботливая и умелая рука создателя. Всё работает на атмосферу - невероятная игра света и тени, диковатые костюмы и грим, оружие... Даже те самые летающие машины выглядят интересно. Нет, в этом мире не хочется жить, но в его реальность веришь безоговорочно. 

Недосказанность, некая созерцательная манера в сочетании с нарочито необычным визуальным оформлением и составляет суть фильма, и на мой взгляд, на фоне сегодняшних блокбастеров на фактически ту же самую тему, это почти арт-хаус. Обожаю музыкальные каверы, когда одна и та же мелодия и один и тот же текст преподносятся по-разному, а "Бегущий по лезвию" можно воспринимать как кавер на блокбастеры. Суть та же, исполнение - в корне другое.

Смотреть ли? Безусловно. Смотреть и наслаждаться этим во всех отношениях необычным, умным и притягательным кино. "Бегущий по лезвию" - редкая жемчуна, нельзя её упустить.