Рассуждать на исторические темы, так же как и снимать об этом кино – дело очень сложное. История штука такая – мгновенно требует твоего собственного мнения, иначе рассказ не случается. Казалось бы, напротив, с историческими событиями и персоналиями все понятнее, по сравнению с современностью. Был царь, была опричнина, были войны, голод, эпидемии. Как вел себя царь? Войны выигрывал, государство расширил, независимость не потерял. Опричное войско отразило поход 120тыс. войска татаров и турок на Москву. Может сценарий неправильный? Да нет, сценарий замечательный. Просто сложно говорить обо всем сразу. Выбран определенный художественный ракурс – отношения царя с Богом. Все остальное, как говорится, в другом фильме. Помните, Грозный говорит Филиппу, мол, что как человек-то я грешен, конечно, но как государь, я прав. Вот поэтому и кается герой постоянно, и тут же карает жестоко. Задумал он было с церковью задружиться, посадил Филиппа на митрополию, все -рассчитывал, не один будет маяться. Не вышло, потому что перед Всевышним ответ-то каждый держит как человек, а не как царь. Филипп не смог осудить воевод, и доказательства были / неважно, что под пытками признание вырвано/, как христиан, не смог послать на смерть. А уж тем более на такую лютую. Грозного принято считать деспотом, маньяком, параноиком. Фильм не об этом. Кино «царь» - не очередная демонстрация зверств и извращений. Иначе, зачем эти эпизоды с ночными видениями царю казненных бояр?
Фильм получился страшный и сильный. Но не из-за кровавых сцен /хотя и эти разрывали душу/, фильм, наконец-то, вывел на экран метафору, сила которой не сравнима ни с какой бойней и реками крови перед глазами. Маленькая девочка – блаженная – с подаренной иконой, отправляющая ее по воде в подмогу войску, останавливающая ею медведя /кадры высокого метафорического «напряжения»/ - вы догадываетесь, зачем понадобился этот образ режиссеру? Бесприютно спящая в снегу, убегающая от насилия опричника, играющая под столом священника, ютящаяся на коленях царя, рассматривающая с интересом уготованный Иваном «храм, где все спасутся» не напоминает ли вам все это метания, мучения и бессилия родной страны – России?