Нескромное обаяние порока увидел впервые 10 лет назад, а на днях снова посмотрел. Когда время проходит, смотришь на вещи иными глазами: лиричен этот фильм, что не укрывает от глаз его жесткое, даже жестокое содержание.
Певичка-наркоманка Иоланта, боясь обвинений в убийстве своего любовника, скрывается в монастыре. Там на заднем дворе живет заключенный в клетку тигр. Там мать-настоятельница - лесбиянка, сестры-монахини - мазохистки и кажутся сумасшедшими, причем каждая по-своему.
Но это не столько стеб, сколько аллегория. Убеждения монахинь, при всей их болезненной странности, нелицемерны. Именно поэтому церковное начальство закрывает монастырь: слишком уж необычным, вызывающим кажется поведение его обитательниц. А еще начальство присмотрело компанию, которой можно с выгодой продать это старинное сооружение: везде идут приватизации, чем Церковь хуже?
Но каковы же убеждения монахинь? Любовь, которая царит в монастыре, собственническая, с ней приходит ревность и разочарование, пустота и безнадежность. Самоистязание, к которому прибегают монахини, вряд ли лечит их души - скорее доставляет им болезненное удовольствие. Христос спасал на кресте не святых, а грешников, и потому монастырь открыт для всех заблудших овечек: воровок, наркоманок, проституток. Их укрывают, не выдают полиции, их даже (из любви к ним!) снабжают героином. У одной из девушек видения. Кислотные, разумеется. Ее тоже снабжает наркотой добрая мать-настоятельница. Добрая ли? В этой вселенной все используют друг друга: для наркоманки Иоланты монастырь есть способ избежать ломки и защитить себя от ужасов реальной жизни, в свою очередь мать-настоятельница использует наркотики, чтобы соблазнить Иоланту и удержать других девушек.
«Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Никогда не видел кинокартины, столь точно иллюстрирующей мысль Маркса. Не знаю, почему до сих пор ее не подняли на щит марксисты - ведь это, к тому же, блестящее художественное произведение. Вот только выхода никакого Альмодовар не предлагает.
Излечившись от наркозависимости, Иоланта покидает монастырь. Но мир за стенами монастыря ни на йоту не изменился. Что теперь делать, она представления не имеет. Вероятно, ее ждут тюрьма или институты проституции. В лучшем случаи - роль приживалки богатой матроны, которая пообещала ее приютить. Неясно только, чем это лучше. В монстыре ее, по крайней мере, любили.
Мир бессердечен, в его сердце царит пустота. А ситуация-то тупиковая!