
Если попытаться понять фигуру Херцога по его словам и биографии, то перед вами предстанет человек, работающий в области границ между социумом и теми, кто его не признает. Режиссер сам из таких, что позволяет ему лучше понять своих героев. В детстве он жил в деревне, где не было водопровода и туалета со смывом, а матрацы набивали листьями папоротника. Телефоном он впервые воспользовался в 14 лет. Первые два фильма, которые он увидел школьником в одиннадцать лет, были этнографического характера – про эскимосов и индейцев. Видимо, это и отложило отпечаток на его сознание, заложив основу для восприятия данного типа кинематографа, помимо желания делать это самим. Херцог, без сомнения, неоварвар, преимущество которого перед остальными росло с тысячами километров, которые налетал и находил немец. Он не принял полноценный оседлый образ жизни в Германии, променяв его на походные условия. Если взглянуть на его творчество в целом, то герои его фильмов бросают или не признают вызов обществу, предпочитая внутреннюю свободу, иногда, путем изоляции. У действующих лиц его картин свои взгляды на жизнь, - победа над природой и собой. Маргиналы, вроде Кински и Бруно С. - это альтерэго самого режиссера. Херцога занимают такие люди, как слепоглухонемая женщина, которой он показывает оперу. Его герои – те, кто соприкасается с цивилизацией и глобализацией, что мы наблюдаем в короткометражке в альманахе «На десять минут старше». Любой главный действующий персонаж у Херцога – это маргинал, подобный своему создателю. Немецкий режиссер – певец границ нашего мира с архаичными его частями.

Таким образом, мы приходим к выводу, что кинематограф Херцога, как правило, интуитивен в подходе и этнографичен по форме. На мой взгляд, среди картин режиссера есть один несомненный шедевр - «Агирре, гнев Божий!». В этом фильме столкновение цивилизаций выходит на метафизический уровень. Конкистадор пытается установить власть над окружающей, видимой действительностью, но его действия становятся абсурдными, так как это понятие (власть), выраженное в западном взгляде на действие, пасует перед архаичными пейзажами. В итоге, попытка установить власть над всем и вся, высмеивается тем, что Агирре не может контролировать даже собственную жизнь. Лишь в одной из прочих картин ставятся столь серьезные вопросы - «Каспар Хаузер». Однако, Херцог ни в коей мере не философ, - он практик-романтик, который видит в герое Бруно С. неиспорченного цивилизацией человека, как тот же индеец.
В общем, настоятельно рекомендую эту книгу к прочтению!

Кронин П. Знакомьтесь - Вернер Херцог. - М. Rosebud Publishing. Пост Модерн Текнолоджи, 2008 (в годе выпуска - тоже косяк, так как в другом месте - 2010)
Полезные ссылки:
Глава из книги (интересная)
Другая глава, менее интересная, потому что про детство.
Интервью с автором книги
А вот вам в бонус потрясающий эпизод аукциона в "Строшеке". Как написано в книге, Херцог посетил соревнования аукционистов, где победитель должен был, помимо голоса, уметь распознать подсадных. Так что всё натурально! (У видео первые десять секунд с помехами)