Книга представляет собой интервью известного немецкого режиссера, который побывал в сотнях мест, где не часто ступает нога человека. Когда Херцог говорит о том, какими качествами должен обладать режиссер, то он упоминает прежде всего жизненный опыт. Занятиями в его несуществующей киношколе стали бы пешие многонедельные походы, которые сам Херцог совершал неоднократно. Этот режиссер никогда не делал раскадровок, писал сценарии за 5-15 дней и придумывал диалоги прямо на съемочной площадке (мотивируя это тем, что реплики должны соотноситься с окружающей обстановкой)! Немыслимо! Хотя это меркнет на фоне того, что Херцог не гнушался неоднократно приводить в эпиграфе к своим работам слова известных людей, текст которых выдумывал он сам! Зато он сам владеет негативами собственных фильмов, что бывает крайне редко. Также интересен его подход к поиску финансирования. Оказывается, он часто начинал свои фильмы без собранного бюджета, но всегда доводил начатое до конца. А для одного из первых фильмов, вообще, украл камеру из здания киноакадемии, что не считал зазорным.




Если попытаться понять фигуру Херцога по его словам и биографии, то перед вами предстанет человек, работающий в области границ между социумом и теми, кто его не признает. Режиссер сам из таких, что позволяет ему лучше понять своих героев. В детстве он жил в деревне, где не было водопровода и туалета со смывом, а матрацы набивали листьями папоротника. Телефоном он впервые воспользовался в 14 лет. Первые два фильма, которые он увидел школьником в одиннадцать лет, были этнографического характера – про эскимосов и индейцев. Видимо, это и отложило отпечаток на его сознание, заложив основу для восприятия данного типа кинематографа, помимо желания делать это самим. Херцог, без сомнения, неоварвар, преимущество которого перед остальными росло с тысячами километров, которые налетал и находил немец. Он не принял полноценный оседлый образ жизни в Германии, променяв его на походные условия. Если взглянуть на его творчество в целом, то герои его фильмов бросают или не признают вызов обществу, предпочитая внутреннюю свободу, иногда, путем изоляции. У действующих лиц его картин свои взгляды на жизнь, - победа над природой и собой. Маргиналы, вроде Кински и Бруно С. - это альтерэго самого режиссера. Херцога занимают такие люди, как слепоглухонемая женщина, которой он показывает оперу. Его герои – те, кто соприкасается с цивилизацией и глобализацией, что мы наблюдаем в короткометражке в альманахе «На десять минут старше». Любой главный действующий персонаж у Херцога – это маргинал, подобный своему создателю. Немецкий режиссер – певец границ нашего мира с архаичными его частями.



Как ни странно, но иногда Херцога упрекают в политических спекуляциях, хотя он абсолютно аполитичен. Почему же это происходит? Херцог, сняв «Карликов», повел себя вразрез с присутствовавшими в то время левыми настроениями в обществе. Почему же он смог создать такое произведение, в котором высмеивается попытка бунта? Сам Херцог говорит о том, что поездил к тому времени (около 1968 года) по миру, и лишился иллюзий во взглядах на обновление мира. В итоге европейские интеллектуалы предали фильм обструкции. Но Херцога при съемках не волновали политические мотивы, как это не присутствовало на «Признаках жизни», которые пытаются трактовать как антивоенное кино. Режиссера больше занимали контакты лилипутов с окружающим их миром, без связи с окружающим миром. Также немца интересовала природа острова Лансароте, который тогда еще не был испорчен туризмом. Политика не занимала Херцога! Просто, когда снимаешь пограничные истории, то твои действия неминуемо получают политический оттенок, когда ты доносишь результат до публики. Нельзя избежать истолкования твоих действий со стороны, когда ты рассказываешь историю про детей, которые взяли оружие и вышли против режима (режим, кстати, был сандинистским. Но до этого те же люди сражались на стороне сандинистов, а когда те победили, то изменили традиционный уклад племен на колхозно-коммунистический, что вызвало негативную реакцию.) Нельзя обвинить Херцога в симпатиях к какой-либо стороне, - он, вообще, вне какого-либо поля. Режиссера куда больше чем политика занимает человек, который пытается жить среди медведей-гризли.

Таким образом, мы приходим к выводу, что кинематограф Херцога, как правило, интуитивен в подходе и этнографичен по форме. На мой взгляд, среди картин режиссера есть один несомненный шедевр - «Агирре, гнев Божий!». В этом фильме столкновение цивилизаций выходит на метафизический уровень. Конкистадор пытается установить власть над окружающей, видимой действительностью, но его действия становятся абсурдными, так как это понятие (власть), выраженное в западном взгляде на действие, пасует перед архаичными пейзажами. В итоге, попытка установить власть над всем и вся, высмеивается тем, что Агирре не может контролировать даже собственную жизнь. Лишь в одной из прочих картин ставятся столь серьезные вопросы - «Каспар Хаузер». Однако, Херцог ни в коей мере не философ, - он практик-романтик, который видит в герое Бруно С. неиспорченного цивилизацией человека, как тот же индеец.

В общем, настоятельно рекомендую эту книгу к прочтению!




Кронин П. Знакомьтесь - Вернер Херцог. - М. Rosebud Publishing. Пост Модерн Текнолоджи, 2008 (в годе выпуска - тоже косяк, так как в другом месте - 2010)
Полезные ссылки:
Глава из книги (интересная)
Другая глава, менее интересная, потому что про детство.
Интервью с автором книги


А вот вам в бонус потрясающий эпизод аукциона в "Строшеке". Как написано в книге, Херцог посетил соревнования аукционистов, где победитель должен был, помимо голоса, уметь распознать подсадных. Так что всё натурально! (У видео первые десять секунд с помехами)