первая часть мерлезонского балета

Вообще, фраза "опиум для народа" полностью отражает суть происходящих процессов - снятия социальной напряжённости в обществе. С одной стороны, этот наркотик притупляет боль во время операции, но другой стороны - употребление обезболивающего ВМЕСТО лечения может привести только к гибели. Именно по-этому Гитлер приказал создать "Псковскую миссию" - ради проповедей о "смирении", ради "утешения", которое изгоняло бы из людей мысли о сопротивлении врагу.

Лично я очень сильно хотел бы увидеть разговор этого священника с семьёй убитой девушки. Что он бы им сказал, какими бы словами? Неужели набившим оскомину "Бог дал - Бог взял"?

Так нет, же господин Хотиненко столь сложный разговор даже с её женихом предпочёл на самом интересном месте шальным выстрелом прервать. А вынести на суд зрительских симпатий встречу "батюшки" с её родителями и вовсе побоялся - вместо этого какую-то корову дохлую показывает. Между прочим, лично мне порядок сцен в этом месте показался весьма циничным.

Любят у нас рассуждать о цене "слезинки ребёнка". Вот и я воцерковленным людям вопрос задам - а стоило ли восстановление церкви в том селе крови той девушки?

Доводилось слышать обвинения в адрес священника - дескать, он подносит дрова для крематориев. Нет, это не правда - ничего он не подносит. Он просто молится в церкви, построенной на костях.

Опять же в фильме "православный немец" говорит целой толпе попов, что если бы "не эта война", то к 43-му году все бы храмы уничтожили. И все попы молча соглашается с ним.

Напоминаю, что из-за Великой Отечественной Войны погибло мучительной смертью, преждевременно умерло от безмерного горя и не родилось двадцать семь миллионов человек. Большинство из уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками - это беззащитные мирные граждане, в том числе женщины и дети.

Что это за бог такой, которому для своего существования кровь невинных бадьями проливать нужно? И зачем вообще народу ТАКОЙ бог?

 

Вторая часть мерлезонского балета.

Всем тем гражданам, которые на ряде форумов практически под копирку пишут отзывы о "лучшем фильме", посвящается...

 

Доктор Геббельс гордился бы господином Хотиненко

Ведь он с таким упоением демонстрирует зрителям поведение советских солдат в плену, что любой из этих кадров можно вставлять в учебное пособие по расовой теории NSDAP.

Дойка дохлой коровы, выпрашивание свекольной ботвы у охранников, возгласы "оставьте мне хоть кусочек" и прочая "правда жизни", от которой блевать охота. Что символизируют эти сцены - как низко пали люди в безбожном СССР?

Да, вроде бы как их поведение, которое автор так смакует, полностью соответствует словам, которыми немецко-фашистские захватчики описывали свои впечатления: "У нас здесь есть пленные русские. Эти типы пожирают дождевых червей на площадке аэродрома, они кидаются на помойное ведро. Я видел, как они ели сорную траву. И подумать, что это - люди..."

Поневоле даже задаёшься мыслью - как же такие жалкие людишки смогли погнать немца назад. Но потом, закрывая это позорище, из глубин памяти поднимаются другие картины. Вспоминаются имена и лица людей, которые нашли в себе сил умереть достойно. Вспоминаются люди, которые выжили, потому что даже в таком кошмаре находили силы заботиться о более слабых. Эти люди не верили ни в бога, ни в чёрта, а лишь в одну Победу, в себя и в свой народ. И я говорю, что "отцу Александру" до того же Андрея Соколова ("Судьба человека";) далеко, как пешему до Иерусалима.


Несколько раз в фильме (как будто одного мало, чтобы зрители услышали) повторяется "Пленные солдаты в концлагере умирают, потому что Сталин не подписал Конвенцию". Что тут сказать? Гитлер (который все эти конвенции подписал и должен был выполнять) сразу объявил, что "большевизм" - это такой враг, против которого не действуют никакие нормы цивилизованного мира. Правда, когда "блицкриг" провалился, и война приняла затяжной характер, пришлось нацистскому "министерству правды" подобные отмазки выдумывать. Хорошо, видать, придумали, раз их до сих пор повторяют

 

А на творчество господина Хотиненко могу ответить только словами товарища Эренбурга:

"Рабовладельцы, они хотят превратить наш народ в рабов. Они вывозят русских к себе, издеваются, доводят их голодом до безумия, до того, что умирая, люди едят траву, червей, а поганый немец с тухлой сигарой в зубах философствует: "Разве это люди?.."

Мы знаем все. Мы помним все. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово "немец" для нас самое страшное проклятье. Отныне слово "немец" разряжает ружье. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать. Если ты не убил за день хотя бы одного немца. твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. Он возьмет твоих и будет мучить их в своей окаянной Германии. Если ты не можешь убить немца пулей, убей немца штыком. Если на твоем участке затишье, если ты ждешь боя, убей немца до боя. Если ты оставишь немца жить, немец повесит русского человека и опозорит русскую женщину. Если ты убил одного немца, убей другого - нет для нас ничего веселее немецких трупов. Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! - это просит старуха-мать. Убей немца! - это молит тебя дитя. Убей немца! - это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!

(статья "Убей немца" от 1942 года, когда из немцев на нашей земле были только враги)

Вот скольких немцев убил отец Александр? Ни одного. А ведь Ослабля и Пересвет тоже священниками были.

А скольких русских людей он спас? Как ни странно, тоже ни одного.

Ни умерших от голода и болезней пленных в концлагере, потому что все собранные им продукты и вещи фашисты изымали. Ни пойманных и повешенных подростков, потому что плевали фашисты на него с крыши рейхстага. Даже детей, которых ему фашисты отдали (не по "доброте душевной", а чтобы было священнику за кого бояться), и тех через партизан в тыл не переправил (хотя договориться с командиром отряда через Еву и Алексея мог). Вот пришёл бы к нему тот полковник назад их забирать, что бы он делал?

 

Третье отделение концерта по заявкам трудящихся

Вообще в этом фильме Хотиненко смешивает то, что смешиваться не должно никогда.

Взять хотя бы афишу. Православный священник рядом с фашистским офицером, рядом нежное дитя, вопрошающе смотрит на батюшку. Вот уже восстановлено единство Вера-народ и...  власть в мундире завоевателя.

Далее практически сразу же - в момент прихода фашистов в село Тихое - чередуются кадры окунувшейся в купель девушки и обливающегося колодезной водой немецкого солдата. Я не знаю, что же именно по замыслу авторов должна была символизировать сия сцена, но лично меня оное зрелище ввергло во грех Сквернословия и Гнева на сценаристов, продюсеров и КТК "Православная энциклопедия" в целом

Множество сцен встречи мирными жителями немцев - от подношения хлеба с солью до радостных детских криков в селе Тихом. Неужели матери и бабушки не объяснили детишкам, что их отцы в этот самый момент с этими самыми немцами насмерть сражаются?

 

Ну и нельзя не обойти вниманием ключевой для дальнейших событий разговор священников в Риге.

Главный, безо всякого стеснения, называет псковскую землю "пустыней". А ведь там десятки городов, тысячи деревень, миллионы людей, которые влюбляются, свадьбы играют и детей растят. Да какая это пустыня?

Молодой священник открытым текстом говорит "Советы безбожные нам не Родина", и персонаж Маковецкого с ним соглашается. Так быть может и некрещёные люди им не народ? Так, "песок" в "пустыне", которую можно пахать вдоль и поперёк.

Ну и направляют туда "отца Александра" не призывать людей к борьбе с захватчиками и даже не укреплять дух перед грядущими битвами, а лишь ради распространения "божьего утешения" - ради смирения угнетаемых с угнетателями. Александр Невский от деяний своего тёзки, небось, в гробу переворачивается.

Как я уже говорил, лучшей атеистической пропагандой являются проповеди самих священников. Данному эпизоду не хватает только подписи "Религия - опиум для народа".

Понятное дело, что режиссёр размещает сей разговор в начале фильма. Причём, это даже не разговор, а обмен фразами, на которые сами участники практически не отвечают. И каждая из этих фраз обезвреживает, как бы взрывая бомбу в безопасном месте, озвучиваемые проблемы.

А ведь, казалось бы, переставь их в конец фильма - изобрази, как воспоминание раскаивающегося священника - и смысл фильма поменялся бы почти полностью.

 

И, наконец, часть четвёртая - заключительная.

Сейчас мы, дорогие наши кинолюбители, поговорим о том, что такое Подвиг?

Подвиг - это самопожертвование, это отдача себя - всего и без остатка - во имя других людей. Все мы читали про Данко, который вырвал из груди своё сердце, чтобы осветить окружающим его людям путь через тёмный и полный смертельных опасностей лес.

 

Теперь же вспомним, чему нас учит христианство? А оно нас учит тому, что смерти нет; что для человека "потом" начинается другая жизнь, вечная - или в Раю, или в Аду. И выбор этот зависит от того, насколько "хорошо" вёл себя человек здесь.

Но ведь если тебя Там ждёт вечное блаженство, стоит ли обращать внимание на сиюминутные проблемы этого грешного мира? Какая разница в том, когда ты Там окажешься - через 50 лет или в сию же минуту? Тем более, какая разница для священника, который по определению должен верить в то, что другим людям вещает?

 

Ну и, спрашивается, в чём тут подвиг этого батюшки или другого, который проповеди на Соловках при начальстве лагерном читал? Подвиг церковный, понятное дело, заключается в том, что они ни на минуту не усомнились в вере своей, не пошли на поводу у мира, испугавшись наказания человеческого. Хотя есть и вариант, что они просто побоялись попасть [в штрафбат] в Ад.

Зато если посмотреть на коммуниста - одного из тех, кого в Войну три миллиона на фронтах погибло - или на любого другого атеиста, то получится совсем иная картина. Казалось бы, эти люди не верили в загробную жизнь, но шли в атаку под пулями и даже вызывались добровольцами на верную смерть. Они рисковали не несколькими годами перед ждущей их Вечностью, а жертвовали всей жизнью своей без остатка, и делали это не ради райских кущ для себя, а только во имя других людей.

Но кричать германскому офицеру "на Том свете сочтёмся", будучи полностью уверенным в том, что тебе самому Там уже местечко поуютнее подготовили - это, с гражданской точки зрения, совсем не подвиг. И любой из обычных красноармейцев оказывается намного святее того батюшки.