Триллеры, драматические фильмы
Режиссер: Алексей Попогребский
В ролях: Сергей Пускепалис, Григорий Добрыгин
Россия, 2010, 129 мин
Боже, помилуй полярников!
Борис Гребенщиков
Умолчание, сокрытие правды есть один из видов лжи. Психологи утверждают, что среднестатистический человек врёт не менее четырёх раз в день. Мы постоянно что-то приукрашиваем, выдаём желаемое за действительное, льстим – себе и другим, чего-то не договариваем, что-то скрываем… Обычно по мелочи, в пустяках, чтобы избежать неприятной беседы, например, или просто не хочется расстраивать хорошего человека. Действительно, зачем лишний геморрой? В повседневной жизни – в семье, в офисе, такая практика обычно прокатывает и часто даже помогает.
Другое дело – экстремальные условия, которые просвечивают душу, как рентген.
Чукотка. Двое людей на полярной станции. Первый (Сергей Пускепалис) – матёрый северный волк, к которому даже начальство с большой земли обращается по имени-отчеству. Второй (Григорий Добрыгин) - студент, приехавший на стажировку, весь в плеере и компьютерных играх. На несколько сот километров ни одной живой души, только белые медведи да красная рыба. Случись что – никто не поможет, погода почти всёгда нелётная, а ледоколу идти пять дней… Ну и, конечно, случается. Но виной тому не медведь, а человеческий фактор.
Если вкратце, то это психологический этюд, о том, как плохо быть мудаком среднестатистическим человеком, особенно в условиях вечной мерзлоты и крайнего севера. Режиссер и сценарист Алексей Попогребский явно сделал ставку на мастерство актёров и операторскую работу (Павел Костомаров). И не прогадал – три «Серебряных медведя» (обоим актёрам и оператору) на Берлинале. Импрессионистские зарисовки Арктики реально завораживают, а скрупулёзная игра Добрыгина почти примиряет с нелогичными действиями его героя. Нарочито медлительный и вдумчиво-медитативный фильм местами начинает издеваться над зрителем, как непредсказуемая чукотская погода, но в итоге всё же выезжает на своих трёх фестивальных медведях, даже не прибегая к помощи медведей настоящих (которые, кстати, в картине тоже присутствуют).