КАК ВЫЖИТЬ ВНУТРИ СТЕНЫ

Они были, наверное, чуть ли не единственными, кто получил пользу от разрушений, причиненных Второй мировой войной. Именно о них картина польского режиссера Бартека Конопки «Кролик по-берлински», номинированная в этом году «Оскар» как лучшая неигровая короткометражка.
Бои отгремели. Потсдамская площадь заросла травкой, поэтому хозяйственные и изголодавшиеся берлинцы устроили огород прямо здесь, в центре города. Очевидно, посаженая там капуста спасла не одну семью. Едоки сыскались и на самой грядке. Хозяева ответили сооружением изгороди. Кролики, однако, находили новые пути.
Однажды вокруг пастбища стали возводить еще более высокий забор. Намного выше и крепче, чем все предыдущие.
Конопка рассказывает о приключениях кроликов, выдерживая идеальный баланс иронии и драматичности; берет интервью у ученых, бывших пограничников, чиновников; умело монтирует кадры кроличьих игр и политических перипетий — все это позволяет режиссеру превратить природоведческий этюд в оригинальное исследование истории ХХ века.
События вокруг Берлинской стены показаны через призму кроличьих интересов. Полоса отчуждения между внутренней и внешней линиями охраны превратилась в настоящий заповедник для зверьков. Никто в них не стрелял, наоборот, их очень эффективно охраняли — с автоматами и собаками, а их естественные враги, лисы, не могли попасть за ограждение. Для них сеяли свежую травку, у них было множество тайников под противотанковыми ежами. По-новому впечатляет знаменитый кадр с президентом Джоном Кеннеди, который смотрит с западной стороны на Стену; в уголке фотографии едва заметным силуэтом — кролик. Эта подробность моментально снижает пафос всей мизансцены: мелкий зверек, которого абсолютно не волнует противостояние политических систем, хоть и живет он прямо в эпицентре холодной войны, выглядит как насмешка природы над постоянными человеческими попытками подчинить себе мир.
Придя к власти в ГДР, большой любитель фауны Эрих Хоннекер начал еще больше заботиться об ушастых. Приказал возвести еще более высокую стену, усилил охрану, установил сигнализацию. Жизнь стала просто райской. Кроликам не было чего больше желать: знай себе жуй травку, не забывай о крольчихе и плодись. Пушистая популяция стала даже своеобразным предметом гордости пограничников. Однако странная вещь: кролики (даже они!) возжелали свободы и стали подкапывать Стену. И пролезать на западную сторону. Такую черную неблагодарность любитель животных Эрих простить не смог.
Несознательных млекопитающих уничтожали с социалистической планомерностью: поливали ядом, полностью выкосили траву, сформировали специальные охотничьи отряды; эпизоды с десятками мертвых тушек пугающе напоминают кадры массовых расстрелов, совершенных коммунистами и нацистами.
Все же они выжили. И дождались падения Стены. Выяснилось, что свобода — такое же нелегкое испытание. Последний кадр: кролик, смотрящий сквозь щель из ящика, в который его только что поймали у очередного дома, — почти метафорическое завершение этой трагикомической истории о цене свободы и неволи. Вот такая кроличья судьба. Или не только кроличья?
Независимо от ответа, фильм Конопки — хороший образец того самого смеха, который помогает человечеству расставаться с прошлым, каким бы горьким оно ни было.
Дмитрий Десятерик
Посмотреть фильм можно здесь (увы, только на польском):
http://vkontakte.ru/gsearch.php?section=audio&q=Kr%26%23243;lik%20po%20berlinsku#c%5Bq%5D=Kr%C3%B3lik%20po%20berlinsku&c%5Bsection%5D=video
Они были, наверное, чуть ли не единственными, кто получил пользу от разрушений, причиненных Второй мировой войной. Именно о них картина польского режиссера Бартека Конопки «Кролик по-берлински», номинированная в этом году «Оскар» как лучшая неигровая короткометражка.
Бои отгремели. Потсдамская площадь заросла травкой, поэтому хозяйственные и изголодавшиеся берлинцы устроили огород прямо здесь, в центре города. Очевидно, посаженая там капуста спасла не одну семью. Едоки сыскались и на самой грядке. Хозяева ответили сооружением изгороди. Кролики, однако, находили новые пути.
Однажды вокруг пастбища стали возводить еще более высокий забор. Намного выше и крепче, чем все предыдущие.
Конопка рассказывает о приключениях кроликов, выдерживая идеальный баланс иронии и драматичности; берет интервью у ученых, бывших пограничников, чиновников; умело монтирует кадры кроличьих игр и политических перипетий — все это позволяет режиссеру превратить природоведческий этюд в оригинальное исследование истории ХХ века.
События вокруг Берлинской стены показаны через призму кроличьих интересов. Полоса отчуждения между внутренней и внешней линиями охраны превратилась в настоящий заповедник для зверьков. Никто в них не стрелял, наоборот, их очень эффективно охраняли — с автоматами и собаками, а их естественные враги, лисы, не могли попасть за ограждение. Для них сеяли свежую травку, у них было множество тайников под противотанковыми ежами. По-новому впечатляет знаменитый кадр с президентом Джоном Кеннеди, который смотрит с западной стороны на Стену; в уголке фотографии едва заметным силуэтом — кролик. Эта подробность моментально снижает пафос всей мизансцены: мелкий зверек, которого абсолютно не волнует противостояние политических систем, хоть и живет он прямо в эпицентре холодной войны, выглядит как насмешка природы над постоянными человеческими попытками подчинить себе мир.
Придя к власти в ГДР, большой любитель фауны Эрих Хоннекер начал еще больше заботиться об ушастых. Приказал возвести еще более высокую стену, усилил охрану, установил сигнализацию. Жизнь стала просто райской. Кроликам не было чего больше желать: знай себе жуй травку, не забывай о крольчихе и плодись. Пушистая популяция стала даже своеобразным предметом гордости пограничников. Однако странная вещь: кролики (даже они!) возжелали свободы и стали подкапывать Стену. И пролезать на западную сторону. Такую черную неблагодарность любитель животных Эрих простить не смог.
Несознательных млекопитающих уничтожали с социалистической планомерностью: поливали ядом, полностью выкосили траву, сформировали специальные охотничьи отряды; эпизоды с десятками мертвых тушек пугающе напоминают кадры массовых расстрелов, совершенных коммунистами и нацистами.
Все же они выжили. И дождались падения Стены. Выяснилось, что свобода — такое же нелегкое испытание. Последний кадр: кролик, смотрящий сквозь щель из ящика, в который его только что поймали у очередного дома, — почти метафорическое завершение этой трагикомической истории о цене свободы и неволи. Вот такая кроличья судьба. Или не только кроличья?
Независимо от ответа, фильм Конопки — хороший образец того самого смеха, который помогает человечеству расставаться с прошлым, каким бы горьким оно ни было.
Дмитрий Десятерик
Посмотреть фильм можно здесь (увы, только на польском):
http://vkontakte.ru/gsearch.php?section=audio&q=Kr%26%23243;lik%20po%20berlinsku#c%5Bq%5D=Kr%C3%B3lik%20po%20berlinsku&c%5Bsection%5D=video