Metropolis
режиссёр Фритц Ланг, 1927
Немая и естественно монохромная антиутопия. Теперь уже ретрофутуризм.
Сюжет: город нижний, подземный, для рабочих огромной структуры, поддерживающей жизнь города верхнего. Сын главного магната Ио Фредерсена (владельца Метрополиса) Фредер верхнего города влюбляется в девушку-проповедницу Марию из города нижнего. Сумасшедший учёный Ротванг создаёт андроида (т.н. женщину-машину) и с помощью неё пытается перевернуть всё с ног на голову: разрушить подземный город, а стало быть и подземные заводы, чтобы поколебать власть хозяина Метрополиса (Метрополис без нижнего города существовать не может). Дальше — ...

Что я люблю у немцев — так это ЛОГИЧНОСТЬ, чёткость и геометрию структуры всего: книг, музыки (немецкая музыка это ЭТАЛОН) и, как выяснилось, кино.
Идейная логика здесь тоже стройная: эпиграф определяет и сюжет и его развязку («Посредником между разумом и рукой должно быть сердце»).


Немного о стиле фильма. Именно немного, потому что здесь всё очень вписывается в контекст и опять-таки очень объяснимо и логично.
И по части персонажей — Фредер явный наследник культуры немецкого романтизма XIX века и Вертера в частности с его истеричными и хрупкими молодыми героями.
Мария — типично немецкая женщина-спасительница, наследница и Валькирий и самоотверженных девиц из Гофмана.
Ротванг — демонический сказочный злодей, подаренный еще Гете.

По части символики — упоминается Молох, миф о Вавилонской башне (в измененном варианте, башня техногенная, стимпанковская), в музыкальном сопровождении звучит мотив Dies Irae (День Гнева, в культуре символ демонического, потустороннего и устрашающего).

По части визуальной стилистики — образ мегаполиса-гиганта идёт рядом с общей манерой 20-х: т.н. «новая деловитость», механизация — вот в музыке эту тенденцию прекрасно отражает произведение А.Онеггера «Пасифик 231» (поезд; звуковая композиция, подражающая движению локомотива).

Музыкальное сопровождение к фильму это отдельная тема. По сути это симфония, трёхчастная, с лейт-мотивами — тоже наследница Германии, конкретно — оперного симфонизма Вагнера.

Ну и конечно экспрессионизм — тут достаточно самой утрированной игры актёров.

В общем, кому интересно — смотрите. А степень и глубина понимания уже будут зависеть от подкованности в нюансах культуры Европы 1920-х годов.
А вообще — просто хорошая фантастика. И ВСЕ МОЛЧАТ :)

 

P.S. Кстати, кадры из фильма нагло использовали Queen в клипе Radio Gaga.