Посмотрел Scanner Darkly (у нас в прокате названного "Помутнением"
по книге Филипа К. Дика. За фильм в разное время брались то Терри Гиллиам, то Чарли Кауфман, а в итоге его снял умный и независимый Ричард Линклейтер с ротоскопом в руках. Получилось странно.
Во-первых, это первая (после Bladerunner'a) вменяемая экранизация Филипа Киндреда. Для Голливуда все сочинения Дика, конечно, трудная мишень: с одной стороны, это идеальные по художественной части фантазии, которые остаётся только украсить подобающими спецэффектами и пикселями, с другой - плохо вяжущийся со столбовой линей партии радикализм, и все попытки как-то нивелировать эти крайне левые суждения оборачиваются либо вялым морщинистым моралите в духе спилберговского "Особого мнения" (попытка проскочить в зазор между правым и левым и выехать на самых примитивных мелкобуржуазных идеалах), либо напыщенным политическим памфлетом "Вспомнить всё" Верховена (попытка перемножить минус на минус в итоге дала всё-таки крайне сомнительный плюс). В "Помутнении" всё соответствует букве Дика - о паранойе, правительственных заговорах, полицейском государстве и наркотиках здесь говорят с интонациями, свойственными оригиналу - насмешливо и цинично.
Во-вторых, всё это стоит смотреть из-за странной тяги санденсовского завсегдатая Линклейтера к раскрашиванию живых людей фломастерами. Опробовав технику ротоскопирования на своём же Waking Life, он продолжает эксперименты и в "Помутнении". Результат не сказать, чтобы прямо завораживает, но заставляет всю дорогу пребывать в состоянии по меньшей мере лёгкого недоумения - это не анимация в привычном смысле, а скорее ожившая страница комиксов: когда при перемещении камеры составляющие перспективу предметы начинает смещаться не так, как положено, а, словно будучи вырезанными из куска картона, разъезжаются в разные стороны - ну, это определённо стоит увидеть.
Поскольку Ликлейтер достаточно въедливо подошёл к экранизации, то и ставший основным для творчества Дика ход с подменной одних понятий на им противоположные (гонимый становится преследующим, тоталитаризм оборачивается анархией, добро - злом, и наоборот) сыграл злую шутку с "Помутнением". То есть вот есть фильм с очень сильной художественной составляющей, с неглупым, но для знакомых с творчеством Дика, несколько предсказуемым сюжетом, с хороводом хороших актёров, с дьявольски остроумными эпизодами (уже в открывающих титрах человек себя обрабатывает средством от насекомых), у самого режиссёра, опять же, холодная голова и умные руки - в наличие все компоненты, чтобы порекомендовать кому-то этот фильм к просмотру. Но - что-то не складывается. То ли дело в эмоциональной выхолощенности, свойственной произведениям Дика, то ли в том, что это всё-таки несколько пустоватое кино, которое слишком успешно прикидывается хорошим.










И напоследок, благо за окном весна и сезон, так сказать, располагает - совершенно всё-таки гениальная сцена суицида с участием книжки "Источник", Тома Йорка, бутылки "Мерло" и межпространственной сущности:

Во-первых, это первая (после Bladerunner'a) вменяемая экранизация Филипа Киндреда. Для Голливуда все сочинения Дика, конечно, трудная мишень: с одной стороны, это идеальные по художественной части фантазии, которые остаётся только украсить подобающими спецэффектами и пикселями, с другой - плохо вяжущийся со столбовой линей партии радикализм, и все попытки как-то нивелировать эти крайне левые суждения оборачиваются либо вялым морщинистым моралите в духе спилберговского "Особого мнения" (попытка проскочить в зазор между правым и левым и выехать на самых примитивных мелкобуржуазных идеалах), либо напыщенным политическим памфлетом "Вспомнить всё" Верховена (попытка перемножить минус на минус в итоге дала всё-таки крайне сомнительный плюс). В "Помутнении" всё соответствует букве Дика - о паранойе, правительственных заговорах, полицейском государстве и наркотиках здесь говорят с интонациями, свойственными оригиналу - насмешливо и цинично.
Во-вторых, всё это стоит смотреть из-за странной тяги санденсовского завсегдатая Линклейтера к раскрашиванию живых людей фломастерами. Опробовав технику ротоскопирования на своём же Waking Life, он продолжает эксперименты и в "Помутнении". Результат не сказать, чтобы прямо завораживает, но заставляет всю дорогу пребывать в состоянии по меньшей мере лёгкого недоумения - это не анимация в привычном смысле, а скорее ожившая страница комиксов: когда при перемещении камеры составляющие перспективу предметы начинает смещаться не так, как положено, а, словно будучи вырезанными из куска картона, разъезжаются в разные стороны - ну, это определённо стоит увидеть.
Поскольку Ликлейтер достаточно въедливо подошёл к экранизации, то и ставший основным для творчества Дика ход с подменной одних понятий на им противоположные (гонимый становится преследующим, тоталитаризм оборачивается анархией, добро - злом, и наоборот) сыграл злую шутку с "Помутнением". То есть вот есть фильм с очень сильной художественной составляющей, с неглупым, но для знакомых с творчеством Дика, несколько предсказуемым сюжетом, с хороводом хороших актёров, с дьявольски остроумными эпизодами (уже в открывающих титрах человек себя обрабатывает средством от насекомых), у самого режиссёра, опять же, холодная голова и умные руки - в наличие все компоненты, чтобы порекомендовать кому-то этот фильм к просмотру. Но - что-то не складывается. То ли дело в эмоциональной выхолощенности, свойственной произведениям Дика, то ли в том, что это всё-таки несколько пустоватое кино, которое слишком успешно прикидывается хорошим.










И напоследок, благо за окном весна и сезон, так сказать, располагает - совершенно всё-таки гениальная сцена суицида с участием книжки "Источник", Тома Йорка, бутылки "Мерло" и межпространственной сущности: