Зритель спрашивает – Музей кино отвечает.

«Авангардистский» соцреализм.
Кинопрограмма советских фильмов к юбилейной выставке А.А.Дейнеки в ГТГ на Крымском валу.


Творчество Александра Александровича Дейнеки (1899–1969) не только стало символом советской эпохи, но и вошло в повседневный быт граждан «шестой части мира». Мир Дейнеки и мир глазами Дейнеки сопровождал жизнь советского человека от школьного учебника до уличного плаката, от плафонов Московского метрополитена до мозаик Университета на Ленинских горах. Не случайно журнал «Крокодил» в 1966 году напечатал карикатуру Кукрыниксов на Дейнеку с эпиграммой, отражавшей эту вездесущность его творчества:

Блеск мозаик, плакаты, наброски,
Авиация, спорт ... на воде,
Под землей, в небесах и на МОССХе,
Мы Дейнеку узнаем везде.

А.А.Дейнека не работал в кино, но многие темы, образы, символы его творчества, яростные в своём энтузиазме, просветленные в своих образах, классичные в своей стилистике, перекликаются с лучшими произведениями кинематографа советского периода.



Предлагаемая программа кинофильмов 20-90-х гг. прошедшего века является своего рода «Кратким курсом истории СССР», написанным с героико-романтической точки зрения. Такой историей, какой её видели миллионы наших сограждан тогда, такой, какой её хотели бы видеть многие наши сограждане и сегодня, но такой, какой настоящая история не бывает по определению, если только она не замещается мифом.

В этом смысле программа классических фильмов советского соцреализма являет собою «передовой» (авангардистский) образ истории – образ, не лишенный трагедийности, но оставляющий всю «черновую работу» за рамкой-кадром. В этом «авангардистском» социалистическом реализме есть место героике революции и свежести утра молодой Советской республики, энтузиазму трудового подвига и самоотверженности подвига ратного, чистому небу и синему морю. В этом мире живут, работают, веселятся прекрасные душой и телом юноши и девушки, лётчики и моряки, спортсмены и герои труда. Это мир, в котором время от времени – всё же! – возникают тени боли и страдания, болезни и смерти, но практически тут же исчезают, не дожидаясь полудня. Ибо солнце всегда побеждает тьму! Это прекрасный мир. Мир, в котором, наверное, хотели бы остаться многие.

В своеобразном послесловии к кинопрограмме, в фильмах Ивана Дыховичного и Петра Луцика, этот мир сталкивается с реальностью – и рушится на наших глазах.
Свидетелем этого разрушения Александр Дейнека волею судеб не стал.
Свидетелями этого разрушения стали мы.


РАСПИСАНИЕ КИНОПРОГРАММЫ