Я люблю исторические фильмы, тем более не могу пропустить, когда в нём затронута тема религии. А, тем более, когда это - Алехандро Аменабар.
Я навсегда запомнила реакцию в зале на его «Море внутри», люди не вставали, а сидели, как будто их ударили по голове и плакали и не останавливались вплоть до метро. Я вообще не люблю режиссёров, да и, конечно, не я одна, которые штампуют фильмы, лучше реже, но в десятку. Так вот - это не фильм с конвейера.
Напомню, агора – это рыночная площадь, на которой часто устраивались собрания. Как правило, там же находился главный рынок, различные, правительственные здания, вокруг выстраивались храмы, галереи, статуи и т.д. По сути, административный центр.
Действие разворачивается в Александрии, 391 год. В центре - жизнь Гипатии (если, честно, фильм я бы назвала именно так) – первая женщина-философ, ученый, астроном, математик, преподаватель, принимала активное участие в политике, т.к. имела влияние на префекта Ореста. Он очень сильно её любил. Из-за этого возникали постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным). Великую женщину (правда, признаться иногда мне хотелось взять её за плечи и растрясти, т.к. в некоторые моменты она казалось мне очень холодной) естественно, обвинили во всех смертных грехах, напали на неё и убили. Эта женщина жила философией, загадкой неба, и в своём уме и характере превзошла многих мужчин. При этом оставаясь хрупкой, утончённой, возвышенной и своей красотой просто поражала окружающих.
Я очень рада, что живу во время, когда можно всё-таки задавать вопросы и изъявлять свои мысли открыто. В фильме показано время, когда за сомнение забивали камнями, когда необходимо было просто принять те слова, что тебе говорят без объяснения. Аменабар снял фильм об одной из жертв … не совсем религии, скорее церкви, учения, определённого направления - христианства. Причина как раз в том, что один человек хотел, как всегда, власти любой ценой, трактуя священное писание как ему угодно, говоря, что люди хотели слышать, а ему подчинявшиеся не думали, что творили.
В фильме отрицательно показана именно христианская церковь, а не вера, что очень важно, здесь нет прямой критики. К вере приходят сами. Её нельзя навязать с мечом в руке. Аменабар проводит чёткую линию между верой и верой слепой. В то время было сожжено огромнейшее количество трудов, кто знает, на какие вопросы там были ответы, и какая бы была жизнь сейчас, имея мы эти знания. Но тогда всё непонятное нужно было уничтожить, наука всё подвергает сомнению и ей не было места в том мире. Более того, конец фильма, для меня как раз заключается в том, что она-то как раз в глубине души верила и верила правильно, поэтому перед смертью она нашла ответ на вопрос, смогла уйти, как хотела – с этим знанием и перед избиением упала в обморок. Я соглашусь, что это один из лучших фильмов о вере — вере чистой и спокойной, вере образованного и интеллигентного, умного человека, который действительно любил мир.
Фильм тяжёлый, но экран, как в «Страстях» кровью не залит, здесь нету того частого перебора с насилием, а показано всё выдержанно, человек сам в состоянии понять, что происходит. Для тех, кто не в состоянии – фильмы ужасов и т.д. Превосходная операторская работа, фильм красиво, динамично и достоверно снят, с размахом, видно, что ни денег, ни сил не пожалели, Александрия прекрасна, фильм смелый, бескомпромиссный и драматичный, побуждает к размышлению, ОТЛИЧНО подобраны актёры, я БЕЗУМНО люблю, когда в фильме не избитые лица. Это не фильм-пустышка, это фильм впечатление после которого не проходит долго, заставляя вас думать. Этот фильм удачно без перебора соединил в себе очень много тем, что невероятно сложно, но это же - Аменабар) Это ответственный режиссёр, потому что он всегда осознаёт всю сложностью материала перед ним. Это 2 истории, одна – жизнь одного человека, краткий промежуток времени по сравнению с жизнью земли, но если постараться, можно сделать так, чтобы тебя запомнили, вторая – вечная. Сложить вместе историю и собственный взгляд также под силу только великому мастеру.
Запомнились виды из космоса, браво, эффектное переворачивание камеры, пожар библиотеки с драгоценными свитками, которые Гипатия изо всех сил старалась спасти, люди думали, что сжигали бумагу, а на самом деле сжигали мысли, прошлое, наследие. Очень рекомендую всем этот фильм – он о реальном прошлом, об истоках веры и науки.
- Там ещё есть наши люди! - Пусть Боги о них позаботятся! Закрыть ворота!
- Как можно доверять женщине, которая ни во что не верит?
- Я верю в философию.
Кто верит – не сомневается, а я должна сомневаться.