Посмотрел хваленый всеми "Аватар".
Думаю, он все-таки если и не провалится в прокате, то уж в любом случае не станет ни вторым "Титаником", ни культовым фильмом типа "Терминатора" или "Чужих".

Его проблема не в спецэффектах и режиссуре, эти стороны кинопроцесса как раз могут его вытянуть из долговой ямы, если постараются. По крайней мере это зрелищно и в любом случае стОит того, чтобы потратить энное количество тугриков на билет в 3Д-зал.

Его проблема в идеологии. Основную идею фильма можно охаратеризовать, само собой, как апологию предательства. Жил-был некий безногий ветеран, потерявший на умирающей Земле все что его на ней держало. Прибыл он на планетку с дикой живностью и не менее дикими аборигенами, где его подключили к другому телу, большому и с ногами. Вот он от радости и пустился во все тяжкие, позабыв напрочь откуда родом. Злобные земляне крушат дикую, но симпатишную планетку (она им ради бабла понадобилась). А наш герой крушит землян, выгоняет их с планеты и сливается с аборигенами в экстазе. Амен. Двухмерно и плоско. В очередной раз война мира машин и мира природы. Природа само собой побеждает. Этакий дэнсиммоновский "Террор", версия лайт, "наивная".

Тут дело даже не в том, что предательство это плохо и ай-яй-яй. В конце концов, природа действительно лучше, чем сборище ржавого металлолома, тем более завязанного на баксах, и если человека ничего не держит на ржавой родине, он само собой ищет где лучше и зеленее. Тут как обычно есть "люди мира" и "свои в доску", это даже по френд-ленте на раз-два-три видно. Другое дело, что у тех авторов, которым хватало ума не заставлять своего героя-предателя разухабисто мочить своих бывших сослуживцев, книги и фильмы получались не такими наигранно-неестественными. Ну, не веришь изначально в злобного этого генерала, поголовно добреньких синекожих уродцев с цыганским акцентом, в бесчисленных статистов в форме и с автоматами, так смешно дрыгающих ногами, когда их с вертолетов выбрасывают. Полное впечатление, что смотришь лубок, снятый по последнему слову техники. А ведь казалось бы, чего проще - ну, не упрощай ты ситуацию, дорогой г-н Камерон. Покажи, что у каждого есть своя правда, и землянам эта хрень под деревом жизненно необходима, не из-за денег они сюда пришли. Сдохнут они без него, всей планетой (ведь была же фраза про умирающую Землю, однако дальше фразы дело не пошло). Сделай из генерала с этим, как его, директором, не двух тупиц, а людей тоже потерявших что-то, готовых глотки перегрызть не ради какой-то там компании, а ради своих умирающих сейчас на Земле семей. И столкни все это лбами. Что, нельзя? Блокъбастер не получица? Быдло не поймет, ему вредно задумываться? Герой должен быть один?

Вобщем, г-н Камерон пошел по пути наименьшего сопротивления. И получил стандартный черно-белый боевик в 3д-формате, с летящими прямо в открытый рот зрителей бревнами, птицами и самолетами. Эдакие очередные "Чужие", где чужие - свои, а свои - чужие. И вот этот-то перевертыш как раз и сыграет, уверен, с "Аватаром" злую шутку. Потому как культовыми становятся фильмы о верности в первую очередь. О готовности идти до конца по ПЕРВОЙ дороге. Потому как если ты свернул на вторую - уже нет никакой уверенности, что ты не свернешь на третью. И потому любая любовь-морковь с синекожей великаншей не выжмет у половозрелых зрительниц ни слезинки, как это бывало с замерзшим Ди Каприо. Право слово, отгадайте сколько бы оскаров и миллиардов собрал в свое время "Титаник", если б Леонардо по пути к вожделенному пышному телу топил бы покинутых им пассажиров третьего класса пачками? А представьте лейтенанта Рипли, тайно проникающую на Землю с грузом яиц, дабы отмстить неразумным владельцам "Ностромо"? Впрочем, кинодеятели вроде Ллойда Кауфмана могли бы подобным трэшем и заинтересоваться.

С этой банальной идеологической точки зрения "Аватар" стоит в одном ряду не с "Титаником", "Терминатором", "Чужим" или даже "Звездными войнами" (кстати насчет последних, - там тоже речь идет о предательстве. Но при всей лубочности и наивности путь от Аникея Сковородкина к Дарту Вейдеру не выглядит апологией. Это все-таки трагедия). "Аватар" следует ставить на одну полку с совсем другими фильмами. Со второй частью "Нарнии" к примеру, где принц Каспиан сбегает из своего города и приводит под его стены диких, но симпатишных зверушек.

"Аватар" свой миллиард может и заработает. На спецэффектах. Но вот пересматривать его по сто раз фанаты точно не будут. Так, пару раз глянут.

Бревна там с самолетами в рот летят вполне натурально. Ну, и "берегите природу, мать вашу", тоже наверняка кому-то из хомячков покажется высокой идеей. "Заставит задуматься", ага. Стандартный рецепт голливудской жвачки для мозгов.

Нет, ну бревна, бревна-то... ух, как натурально! Будущчее кено, аднака!
Эвересты спецэффектов на черно-белой плоскости.