Режиссёр: Роланд Эммерих.
В ролях: Джон Кьюсак, Аманда Пит, Вуди Харрельсон, Тэнди Ньютон, Денни Гловер, Чиветель Эджофор, Оливер Плат, Патрик Бошо, Морган Лили, Лайам Джеймс
США, 2009
Лично для меня этот фильм находится где то на границе между качественным фильмом и обалденным аттракционом.
В фильме более-менее логично объясняется основная интрига, персонажи, особенно второстепенные, прописаны ровно настолько глубоко, насколько им уделяется экранного времени, есть не очень предсказуемые сюжетные повороты, которые опять же вполне достойно объясняются, есть эмоциональная составляющая, есть юмор, но всего этого немного – в самый раз, чтобы зритель не отвлекал мозг от главного – созерцания. Качественным фильму мешает стать то, что делает его обалдённым аттракционом. Да, поездка на лимузине, с последующем полётом на самолёте заставляет ловить каждую секунду зрелища, но из-за этого самого зрелища выглядят ну уж сверх неправдоподобно. Конечно, кто-то может похвалить режиссёра за нежелание идти вслед времени, даже фильмы по комиксам заставляющего быть реалистичными, но лично мне в этом жанре правдоподобность кажется не лишней…
Но я бы хотел обратить внимание на другое. А именно то, что с моей точки зрения мешает стать фильму хорошим – его идеологизированность (дальше спойлеры).
Конечно, может быть это моё субъективное впечатление, но этот фильм постулирует современное представление о цивилизации. И дело даже не в том, что в фильме про эту цивилизацию всё время говорится.
Во-первых, это происходит за счёт того удивительного (я бы назвал его чёрным) оптимизма, которым оно пропитан. Нет, ну правда, он очень оптимистичен - на протяжении всего фильма акценты смещаются с трагичности ситуации на надежду на будущее, более того, трагичность иногда вообще остаётся за кадром. Конечно, апофеоз этого наступает ближе к концу. Так, только что потерявшая мужа бывшая жена главного героя ограничивается парой слезинок и одной гримасой, а меньше чем через месяц по фильму она уже счастлива со своим бывшим. Вот так просто, и никаких «теней отцов Гамлета». Всех этих людей, которые в последних кадрах выходят на открывшиеся палубы ковчегов, кажется, вообще не трогает гибель шести миллиардов людей меньше месяца назад, и то, что по сюжету, родственники почти всех выживших были в числе тех шести миллиардов. Или другой замечательный пример - смерть Тамары – про неё вообще тут же забывают, даже не упоминают, будто её не было (конечно, чего отвлекаться от торжества человеческого духа - подвига, происходящего на экране).
Во-вторых, это количество идущих с экрана «семейных ценностей». Практически каждый герой мужеского пола, которому уделяют сколько-нибудь экранного времени пребывает в состоянии отцовства-сыновства. И не применит сказать какую-нибудь пафосную фразу на эту тему (правда, чтобы в следующем кадре, в соответствии с описанным выше оптимизмом, забыть о этом ближе к концу фильма).
Ну и наконец. Этот фильм – просто гимн Власти. Мало того, что власть в фильме прямым текстом говорится, что власть одна из главных ценностей, ради сохранения которой нужно очень много работать, так ещё и что бы ни делали представители высшей власти, они всегда правы и руководствуются исключительно правыми мотивами. Даже если при этом их поступки прямо противоположны. Они благородны, решая погибнуть со своим народом, и при этом они правы спасаясь, чтобы спасти остатки человечества. Они мудры, убивая невинных, но много знающих достойных людей, чтобы не допустить паники, и они великодушны, рассказывая о конце за пару минут до него, чтобы все могли проститься друг с другом. Они осторожны, если задраивают люки перед носом людей – ещё бы, ведь надо спасти хоть кого то, и они гуманны – когда впускают их таки в последний момент – чтобы подтвердить свою человечность (то, что вообще то ковчеги строились на деньги и силами впускаемых и поэтому впустить их обязанность, как то особенно не упоминается). Даже в том, как они отбирали кандидатов на спасение – продавая билеты по миллиарду евро за человека (часть из которых они все таки хотели оставить) – они правы, ведь не на бюджетные же деньги строить ковчеги. Ну а президент США – так просто отец народов.
Вот такая вот сомнительная идеология. Поймите меня правильно, будучи верующим человеком (кстати, вот поведение Папы и ламы ИМХО, вполне правильны – один по своей вере погибает вместе с паствой, второй по своей же вере помогает уйти ученику, не достигшему просветления), я ничего не имею против, ни семейных ценностей, ни гуманизма, но только качество их в фильме какое то странное.