The Hurt Locker ("Повелитель бури", 2008. Режиссёр: Кэтрин Бигелоу.
По такому случаю позволю себе банальность. Давид и Голиаф... Давид и Голиаф! Уважаемые кинозрители, все хорошо в меру: "Аватара" - мощнейший коммерческий проект, осуществленный на беспрецедентно высоком техническом уровне; ТОЧКА. С восторгами по поводу продемонстрированных Камероном инопланетных спецэффектов можно (и нужно) было мириться, но когда отовсюду зазвучали возгласы о богатейших "залежах" - нет, не анаптаниума, а мысли и чувства, якобы кроющихся в трехмерном пространстве "Аватары", когда в воздухе запахло истерией, стало не по себе. В смысле: "Вы это серьезно? Вот ЭТО - лучший фильм всех времен, десятилетия, во всяком случае - года?!". Мольбы о помощи были услышаны. Навстречу синему гиганту вышла неуклюжая фигура в уродливом скафандре сапера, вышла и победила.
О да, конечно, победила не в денежном измерении - утешайте себя этим, дорогие на'ви. Победила там, где по "гамбургскому счету" определяются лучшие из лучших. В известном смысле, в ПРИНЦИПИАЛЬНОМ смысле, в ночь с 7 на 8 марта 2010 года в Лос-Анджелесе все было названо своими именами и разложено по полочкам. Вы, хвостатые, получайте признание за свою цирковую технику. Заслужили. Но назваться лучшим фильмом года - это не про вашу честь.
Заполучи Камерон вожделенную статуэтку, и мы вернулись бы в те далекие времена, когда впервые побывавший в синематографе Герберт Уэллс недоуменно спрашивал, как можно критиковать содержание кинофильма, когда главное - это то, что там ВСЕ ДВИЖЕТСЯ! Фантастика! В переводе на язык на'ви: "Как можно обращать внимание на шаблонность сюжета, на отсутствие сложных чувств и подлинного драматизма, когда все такое трехмерное!!!". А теперь, после встречи с Давидом в скафандре сапера, "Аватара" может и дальше идти великанскими шагами, от которых дрожит все вокруг, может плодиться миллионными тиражами DVD и компьютерных игр, напоминать о себе афтершоком телевизионных показов (как в обычном, так и в 3D-формате) - ей и ее создателям все равно уже никогда не отменить того, что произошло в лос-анджелесском кинотеатре "Кодак".
Интересно, что русскоговорящие поклонники "эпического" кино (или "кино" в духе "Аватары", по-видимому, таились и в тылу у победоносного сапера Давида. Как иначе можно объяснить превращение The Hurt Locker ("Сорванной башни", "Чокнутого"
в "Повелителя бури" (едва ли не в "Похитителя молний"
? Трудно представить более неудачный, более неточный, более далекий по духу перевод. Какие бури? Какие повелители? Кэтрин Бигелоу сняла фильм не о спецэффектах (хотя и не без них), а о людях на войне. Одни на войне гибнут, другие - доживают (выживают) до срока ротации, третьи - отравленные, "подсевшие", "чокнутые" - на войне живут (вернее, они живут войной, ею дышат, ею подпитываются). The Hurt Locker - портрет одного из таких "чокнутых". Так сказать, "портрет в интерьере".
Вполне возможно, что фильм Бигелоу - не лучший фильм на эту тему, или - более широко - не лучший фильм о человеке на войне. Слишком сильной оказывается "гравитация" саперской специфики, электризующего и одновременно монотонного копания в проводах и спусковых устройствах; почти незамеченной на этом фоне - за вычетом немногих острых эпизодов - остается противоположная сторона - враги, мирные жители, случайные жертвы; несколько поверхностно и схематично показана потерянность приехавшего домой "чокнутого", уже не способного почувствовать себя ни мужем, ни отцом и спешащего вернуться за желтую разметочную линию военного аэродрома - туда, где у него осталась настоящая жизнь... Но в любом случае The Hurt Locker - действительно лучшая из кинолент 2009 года, выдвинутых на суд академиков. Лучшая, если понимать под этим киноленту, создателям которой удалось наиболее гармонично совместить силу образов и глубину смысла.
И вы, идолопоклонники "Аватары", можете скрежетать зубами, но, как я уже сказал, ничего не изменится: неуклюжий Давид в скафандре сапера уходит вдаль по узкой багдадской улочке, волоча за косу отрубленную синюю голову поверженного компьютерного Голиафа.