Год: 2010
Жанр: как закалялась демократия
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Рассел Кроу, Кейт Бланшетт, Макс фон Сюдов

Если кино чему-нибудь нас учит, так это тому, что историю можно переписать, оставив на поверхности только то, что поддается художественной обработке и может собрать кассу. Именно поэтому история любой страны в руках голливудских режиссеров и продюсеров превращается в историю США, кинематографическая проекция которой пропитана пафосом, демократическим духом Конституции, а финал, прямо-таки, воспевает права человека. Не ушел в стороны от традиционных схем и Ридли Скотт, представивший в этом году на Каннском фестивале свою новую картину «Робин Гуд» с Расселом Кроу и Кейт Бланшетт в главных ролях.

В отличие от других постановок по мотивам легенды о благородном разбойнике, фильм Ридли Скотта рассказывает нам предысторию, являясь своеобразным приквелом. Будущий герой, Робин Лонгстрайд (Рассел Кроу) сражается вместе с Ричардом Львиное Сердце за христианскую веру. В одной из битв короля случайно убивают, а сам Робин, по воле случая, превращается из простого лучника в рыцаря Локсли и возвращается на родину. Он едет в Ноттингем, чтобы отдать меч настоящего сэра Локсли его отцу (Макс фон Сюдов) и сообщить о гибели сына. Однако в Ноттингеме больше эмоций вызывают новости о повышении налогов, чем известие о смерти наследника. Локсли-старший предлагает Робину остаться в образе рыцаря и исполнять роль его сына. Робин, то ли глядя на вдову Локсли, леди Мэрион (Кейт Бланшетт), то ли от нечего делать, соглашается и становится полноправным хозяином земель. Однако новый король повышает налоги, его слуги выбивают деньги у населения, а на страну надвигается угроза нападения французов. Сердце героя разрывается от боли за простой люд. «И львами станут овцы», - говорит он и бросается бой. За права человека.

У Ридли Скотта достаточно много опыта в постановке не только масштабных исключительно коммерческих фильмов, он является автором таких культовых лент как «Чужой», «Тельма и Луиза», «Бегущий по лезвию». Даже в «Робин Гуде» мы наблюдаем типичные для Ридли Скотта обращения к конфликтам между отцом и сыном, образам сильных женщин и противостоянию между добром и злом в лице героев фильма. Однако предсказуемость сюжетных поворотов, избитые фрейдистские мотивы и неизвестно откуда появившийся пафос традиционной американской демократии, сводят на нет все усилия актеров. Любовная линия Робин-Мэрион развивается хаотично, и как для светлого чувства в ней слишком много экономики: засеял поле – получи поцелуй на ночь. Сам герой с головой бросается в политику и предлагает местным правителям и королю подписание некой хартии, скорее всего, Великой хартии вольностей, положенной в основу Конституции США. Видимо, у режиссеров тоже есть обязательства перед отечеством.

Благодаря масштабным съемкам, которые являются несомненным достоинством ленты, и эффектным сценам военных баталий, два часа в кинотеатре проходит незаметно. Но, увы, когда включается свет и от фильма остаются лишь сероватые титры, почему-то не чувствуется сила финальных слов, и совершенно не верится, что именно «так начиналась легенда».