Режиссер-постановщик: Михаил Калатозишвили
Оператор-постановщик: Петр Духовской
Авторы сценария: Петр Луцик, Алексей Саморядов
Композитор: Алексей Айги
В ролях: Олег Долин (Митя), Роман Мадянов (милиционер Рябов), Юрий Степанов (доктор Федор Абрамович), Даниэла Стоянович (невеста Катя), Александр Коршунов (мужик с коровой), Ирина Бутанаева (Галя), Александр Ильин (отец Петро), Александр Ильин-младший (Петро), Юрис Лауциньш (Ангел), Александр Завьялов (Перфильев), Игорь Хрипунов (Колька Смагин), Илья Щербинин (Панька), Алексей Янин (почтальон Серега), Владимир Яворский (пастух Степан), Сергей Доттер (зоотехник Федор Иванович)
Официальный сайт фильма: http://dikoepole.ru/
ОДИН В ПОЛЕ ДОКТОР
И снова мотоцикл, и снова – по бескрайнему брачному ложу земли и небес. На этот раз глаза у водителя зрячи и взгляд – осмыслен. Вот только что показывает - ему и нам – это открытое, и вширь, и вглубь, зрение, и что означает – для нас и для него – это распластанное в нескольких измерениях кинопространство?
Первый слой – наносной, информационный. Пестрая фестивальная лента: Лондон, Выборг, Венеция, Минск, Сочи, Онфлер, Лиссабон, Марракеш, Благовещенск, Коттбус, Биробиджан, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Мангейм-Гейдельберг, Талинн, Салоники, Берлин, Братислава, Нью-Йорк, Абу-Даби, Тайвань, Владивосток, Улан-Батор, Тбилиси, Москва, Казань… «Белый слон». Белые столбы. А черные камни? Иными словами, успех за рубежом, в странах СНГ и в России. «Золотой орел» по трем номинациям. Славное продолжение кинематографической династии Калатозишвили.
Второй пласт – контекстный. Он вырастает, прежде всего, из сценария: социально-экономическое небытие, гуманитарная помощь, отсутствие лекарств, денег, людей – это начало 1990-х. Этнический окрас рассказанной истории – это место действия, условно - недалеко от Алма-Аты, там, где собирают лечебные травы и сердце запускают прижиганием. Тут обязательно будет урга, правда, ставшая флагштоком, тут нельзя не зарезать ягненка, правда, не для еды, а для спасения жизни, и не может не прийти девушка с крепкими ногами и широкими скулами, плоть от плоти этого края, но с русским именем Галя. Круг на песке, в пределах которого Петр Луцик и Алексей Саморядов, покойные ныне и признанные культовыми, в очередной раз воплотили свое представление о крестьянах как об особом и страшном роде людей, способных и свинью заколоть, и голову себе подобному отрубить. И вероломство пришлого дикаря не отменяет жестокости родного племени.
Режиссер Михаил Калатозишвили соединил в единый замес русскую тоску, казахскую степь и советскую растерянность, ковбойские перестрелки и дамские босоножки, и поставил все это в современную печь, подниматься на мистико-философских дрожжах, - третий пласт.
Когда оставленность человека человеком, равно как и богооставленность, повсеместна, а первобытная дикость – естественна, когда не знаешь, что за силуэт на горизонте – советский милиционер или дозорный Чингисхана, когда камень во дворе – то ли операционный стол, то ли жертвенник, и скрипят по-недоброму двери, и в заброшенных шахтах гнездятся драконы, и панмонголизм снова ласкает слух, - тогда степь становится космосом, а быль становится мифом. На этом уровне люди не умирают, а живут по тысяче лет, и, если сырая земля возвращает к жизни, то на поверхности фигуры сложатся в библейскую притчу. Дикое поле – житейское море. Одиночество тут верный смертельный друг, время стоит на месте, люди не меняются и у каждого должен быть ангел-хранитель. В эту систему предсказуемо не вписалась девушка Катя, а вот врач-подвижник Митя, слегка блаженный по воле создателей, стал здесь предельно своим.
Миф, контекст и все наносное складываются бережно, один к одному, как фетиш из камней у почтового ящика. И, если разложить все аккуратно по своим местам, что останется в эмоциональном остатке? Судьба молодого врача на окраине мира?
Врач – это и теоретик, и практик, и лирик, и мистик. Что доктор Чехов, что доктор Живаго, что доктор Кукоцкий, - это всегда Альтер-эго российской интеллигенции, и даже сегодня, когда Олег Долин поднимает к глазам бинокль, рядом с ним в бинокль смотрит Мераб Нинидзе. Безнадежная мечта о взаимопонимании, хождение в народ как хожение за три моря, но у врача на этом пути шансов больше всего, и герой Долина сказочным образом обретает недостижимое.
У Михаила Калатозишвили получилось собрать хороший фильм из различных по форме камней, составить целое из отличных актерских работ, связать музыкальные фрагменты фирменным звучанием Алексея Айги. И еще – под всеми пластами, в самой сердцевине целого, передать свежее и неподдельное чувство человека, который – нужен. Где-то, кому-то, зачем-то… Вдруг услышать главное: «не оставляй..!» И, значит, все не зря, и, значит, один в поле - воин. Тоже миф, конечно. Но также немного и СЧАСТЬЕ.
Впервые опубликовано: http://interkino.ru/reviews/dikoepole