|
однажды Вим Вендерс, всегда тяготевший к роуд муви, решил снять ULTIMATE road-movie. и ему это, конечно, удалось. Режиссерская версия - это 280 минут дороги, протянувшейся в течении пяти лет съемок через 15 городов, 7 стран (в том числе и через Китай, который в съемках фильма отказал, но упрямый вендерс взял да и снял все ручной туристской камерой, а в фильме выдал эти съемки за съемки ручной туристской камерой героини. а впрочем... а, ну да! короче, дальше про фильм). Фильм прошел через 15 прекраснейших городов планеты и Москва, ну конечно же, в их числе), 7 стран и 4 континента. а заканчивается он в космосе, потому что дальше уж некуда.
в фильм вместилось многое. любовь и смерть, деньги и дружба, неизлечимая слепота и ослепительно прекрасные картины, научная фантастика и обряды диких аборигенов пустыни.
рассказать сюжет вкратце? рассказываю! вкратце, впрочем, не получится, уж это я обещаю.
на экране будущее (для нас прошлое. в смысле, вендерс снимает о 1999 году в 1991, а мы глядим и удивляемся как это он так много угадал). нам всем грозит конец света, все бессмысленно и печально. главная героиня фильма, Клэр - любимая девушка ангелов (Сольвейг Доммартин), рассталась с бойфрендом (Сэм Нейл), изменившем ей с ее лучшей подругой, со своей "сломанной лестницей" как она грустно его называет и едет в никуда. в дороге ее машину сбивает другая машина - придурок итальянец, ограбивший банк, с кучей денег и его молчаливый пожилой товарищ. она чудом остается жива. вместо того, чтобы возневидеть, испугаться, подать иск в конце концов - она улыбается и молчит. какие иски! конец света близится, индийский спутник, напичканный атомным оборудованием скоро налетит на земную ось упадет на землю, начнется цепная реакция, недолго нам осталось, братцы. какая уж тут вражда и иски. вдруг становится совершенно ясно, что тепло и любовь нужны людям как воздух. и случайные встречные, вовлекшие друг друга в аварию, начинают дружить и становятся почти родными. они едут дальше вместе, они проследует друг за другом через всю трилогию.
они влюбятся в клэр, да и как не любить клэр? она прекрасна в своей открытости, доверчивости, сиськи тоже ничего. даже изменившего ей бойфренда она не ненавидит, бывшую подругу она утешает, она подпевает автомобильному радио - тут отдельная сноска о саундтреке
саундтрек:
перед съемками фильма вендерс обратился к намеченным музыкантам и попросил их о пустяке: написать такую музыку, какую они думают они БУДУТ играть в 99 году. они написали и это оказалось настолько крутым, что саундтрек фильма признан лучшим саундтреком 90х. вы там выше видели кто постарался
дальше про фильм.
клэр слушает музыку в пути, она снимает все подряд на свою туристскую видеокамеру и отсылает эти отчеты экс бойфренду. а он, понимая что потерял, ждет шанса доказать ей свою любовь, вернуть, найти, помочь, сорваться, если нужно и бросить книгу, а он конечно талантливый писатель, а не какой нибудь маляр, и помчаться на другой конец света. клэр же едет все дальше и дальше, а он любит ее все сильнее и безнадежнее.
она сворачивает с проторенных дорог, влюбляется в первого встречного (Уильям Херт), а он в нее нет. он ее обманывает, крадет деньги, бросает. она же знает, что это все такая ерунда. не может такого быть, чтобы человек, которого она так любит (вендерс верен себе и закадровый текст, и диалоги полны поэтики и глубокого смысла: "...она была влюблена в возможность своей влюбленности..." - перевожу произвольно, смотрела на немецком), оказался подонком. конечно же она права - ее избранник прекрасен. он тоже в пути, в поиске, вся жизнь его подчинена одной цели - он в погоне за мечтой. поймать, запечатлеть образы, память, лица любимых близких людей, записать все на специальную камеру-очки, которую изобрел его отец (Maкс фон Сидоу). записывает он это все для мамы (Жанна Моро) - она слепа и родные решили подарить ей зрение - показать свои лица, лица сестер и родных в россии, венеции, берлине....
записывая картинки для мамы, герой теряет сына и жену, голодает, сидит в тюрьме, чинит самолеты, бредет по пустыне, слепнет, но от мысли своей не отказывается и вовремя настигшая его Клэр, ведет его за ручку, исцеляет, помогает и даже записывает за него часть видео-разговоров с родными.
а за ним гонятся разные спецслужбы, наемники, плюс влюбленная клер (от которой он времени от времени отрывается, но ненадолго), за клер следуют ее экс бойфренд, частный детектив, итальянские придурки, ну и так далее. так проходят перед нами герои, в которых трудно не влюбиться, настолько далеки они от идеала, настолько все разные, жалкие и трогательные в своем героизме и любви.
вот вы думаете, что звучит это все как бред сумасшедшего. между тем фильм этот прекрасен! такие яркие цвета как в этом фильме, мог снять только вендерс, родившийся и выросший в тусклом, дождливом, сером дюссельдорфе. красный, синий, желтый! все сочное, яркое, от этих кадров веет теплом и жизнью. расцветом жизни и закатом цивилизации.
фильм провалился в прокате, вызвал возмущение критиков и тяжелые вздохи спонсоров. режиссеру не разрешили оставить весь отснятый материал, рассудив, что от четырех часов зритель сойдет с ума. и очень жаль, что не разрешили. потому что я смотрела этот фильм дома на ноуте и могла только догадываться о том, как грандиозно это выглядело бы на большом экране.
я тут достаточно настукала спойлеров, поэтому концовку рассказывать не стану. скажу только, что клэр в финале фильма находится в космосе, все с той же загадочной женственной улыбкой смотрит на голубую планету, где живут те, кого она так любит, а экс бойфренд ее и возлюбленный .... а впрочем, нет, не буду рассказывать. да и главное тут конечно не в любовном треугольнике как таковом, а в атмосфере красоты жизни и ожидаемости смерти, каковая (ожидаемость) придает жизни особую красоту и яркость.
тут я закругляюсь, тк. умных мыслей совсем нет и писть больше не о чем. спасибо за внимание, это была, кажется, моя первая рецензия тут у вас, попрошу сильно не ругаться, если что не так.
зы а еще в фильме изящно, убедительно, местами впрочем очень даже отвратительно (сцены ломок клэр в клетке в пустыне в центре "нигде", крики, искаженные лица, рыдания, мертвое безразличие, сухие колючки, кровавый плащ) пугающе сталкиваются Картины и Слова. что победит: кино или книги? по вендерсу - кино, смутные яркие картинки, воплощающие чьи то сны и мечты (dreams) сводят с ума и делают людей наркоманами, вылечить которых можно только печатным словом, книгой написанной кровью сердца и болью души. ну это так - мои прозрения. может и нет такого столкновения. кто смотрел - пусть выскажется. а кто еще не видел этот фильм, тот, я считаю, многое потерял.