«ОСКАР-2010»: МИР БЕЗ ЛЮБВИ
«Оскары» розданы, победители известны. Впервые в истории бесспорным триумфатором стала режиссер-женщина — Кэтрин Бигелоу — с военной драмой «Повелитель бури» (The Hurt Locker). В целом этот фильм получил шесть наград в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», а также за монтаж, монтаж звука, работу звукооператора и оригинальный сценарий.
Рекордсмену кассовых сборов — «Аватару» Джеймса Кэмерона — достались лишь второстепенные призы: «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшая операторская работа» и «Лучшие спецэффекты».
Безусловно, противостояние «Повелителя» и «Аватара» было главной интригой нынешних «оскаровских» гонок. Оба фильма были выдвинуты в девяти номинациях; малобюджетная драма соревновалась с перенасыщенным спецэффектами дорогим блокбастером; есть даже личный момент — Бигелоу и Кэмерон в 1989—1991 году были супругами. Развязка оказалась эффектной, хотя и во многом предсказуемой.
Огорченные почитатели боевика Кэмерона начнут сразу искать заговор в стенах Киноакадемии; кое-кому даже покажется (чего в мире не бывает!), что Бигелоу наградили специально в канун 8 марта, могут прозвучать и другие, не менее причудливые объяснения. Но здесь все же срабатывает логика художественного качества — что с «Оскаром», должен признать, случается не всегда. Бигелоу превзошла саму себя, создав по-настоящему трагическую, потрясающую картину, и все награды здесь заслужены. В The Hurt Locker минимальная и в то же время плотная, жесткая режиссура, наполненный острыми драматичными коллизиями сценарий, а звуковая дорожка, сплетенная из музыки, шумов пустыни и города, грохота взрывов, являет собой отдельное произведение искусства. Также важна мировоззренческая разница. «Аватар» показывает войну так, как во многих фантастических картинах до того. Бигелоу предпочитает рассказывать не о пафосе или азарте боя (пусть даже сколько угодно справедливого), а о людях на настоящей войне, которая, прежде всего, является неблагодарной, утомительной и страшной работой. Поэтому очень уместно, в духе фильма, прозвучали слова режис-сера, которая посвятила награду всем, кто «ежедневно рискует жизнью в войсках», и добавила: «пусть они вернутся домой целыми и невредимыми».
Давно замечено, что уже на стадии объявления номинантов, не говоря о лауреатах, «Оскар» отражает определенные преобладающие настроения и в обществе, и в киноискусстве. Не удивительно, что в фавориты вышли военные фильмы: лишь на одну номинацию от «Аватара» и «Повелителя бури» отстали «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино (полностью прогнозируемая статуэтка Кристофу Вальцу в категории «Лучшая мужская роль второго плана»); если прибавить еще и четыре номинации «Девятого района» (режиссер Нил Бломкамп), где тоже разворачивается конфликт между землянами и пришельцами (причем, как и в «Аватаре», именно инопланетяне являются жертвами), то общая ситуация очерчивается достаточно четко.
Более того, Америка не просто устала воевать: она пытается еще и считаться с бедными, покинутыми, обездоленными. Интрига, которая разворачивалась параллельно с поединком режиссеров, — кто получит «Оскаров» за лучшие женские роли. Наибольшее внимание — именно благодаря социальной тематике — здесь привлекали «Невидимая сторона» с Сандрой Баллок и «Сокровище» (в интернете называется «Тужься», оригинальное название — «Precious», режиссер Ли Дениэлс) с 27-летней дебютанткой Гебби Сидиби. Если первая картина — это, скорее, очередная голливудская сказка о Золушке (нищего чернокожего парня поднимает из грязи богатая белая фея, которую, конечно, сыграла Баллок), то фильм Дениэлса — это поистине жестокая правда о жизни в Гарлемском гетто, и стоит подчеркнуть, что все, особенно женские роли в этой тяжелой ленте, сыграны блестяще. Поэтому перед академиками встала дилемма, в некотором смысле идеологически окрашенная: поддержать «Невидимую сторону» с ее консервативным посланием об обществе равных возможностей, в котором, однако, все равно важно найти богатого покровителя, или на самом деле неприкрашенный образ реальности, где каждый сам за себя и помочь могут лишь равные тебе. Жюри пошло на компромисс: за лучшую главную роль наградили Баллок, а «Тужься» получил «Оскаров» за женскую роль второго плана (Моник, известная из комедийных телешоу, потрясающе сыграла бессердечную мать) и за лучший адаптированный сценарий (Джеффри Флетчер по роману Сапфир).
Если говорить о самой противоречивой для нас, европейцев, категории — «Лучший иностранный фильм» — то здесь, к сожалению, взял верх более старый обычай Киноакадемии, которая предпочитает не награждать фильмы, уже получившие значимые призы в Старом Свете. Номинировались оригинальные по исполнению и актуальные по содержанию картины: грустная поэма о жертвах диктатуры «Молоко скорби» (Перу), социальная драма «Пророк» (Франция), талантливое исследование истоков насилия и фашизма «Белая лента» (Германия), и, наконец, израильско-немецкий «Аджами» про конфликт на Ближнем Востоке. Однако у них уже были: «Золотой медведь» нынешнего Берлинале («Молоко скорби»), Гран-при («Пророк») и «Золотая ветвь» прошлогоднего каннского фестиваля («Белая лента»), специальный приз конкурса лучших дебютантов «Золотая камера» в тех же Каннах («Аджами»). Поэтому приз достался аргентинской мелодраме «Секрет ее глаз» (Аргентина).
Подытоживая, можно сказать, что нынешний «Оскар» — о мире без любви. Войны, бедность, надрыв социальный и психологический — вот темы для художественного исследования, по мнению Киноакадемии. И доля истины в этом есть.
Список лауреатов
Лучший фильм, лучший монтаж звука, лучший звук, лучший монтаж: «Повелитель бури».
Лучшая режиссура: Кэтрин Бигелоу, «Повелитель бури»
Лучшая мужская роль: Джефф Бриджес в фильме «Безумное сердце» (Crazy Heart)
Лучшая женская роль: Сандра Баллок в фильме «Невидимая сторона» (The Blind Side).
Лучшая мужская роль второго плана: Кристофер Вальц в фильме «Бесславные ублюдки».
Лучшая женская роль второго плана: Моник в фильме «Сокровище» (Precious).
Лучший иностранный фильм: «Секрет ее глаз» — режиссер Хуан Хосе Кампанелла, Аргентина.
Лучший полнометражный мультфильм: «Вперед и вверх» (Up) — Пит Доктер и Боб Питерсон.
Лучшая работа художника-постановщика, лучшая операторская работа, лучшие спецэффекты: «Аватар».
Лучший дизайн костюмов: «Молодая Виктория» (The Young Victoria).
Лучший документальный полнометражный фильм: «Бухта» (The Cove).
Лучший документальный короткометражный фильм: «Музыка Пруденса» (Music by Prudence).
Лучший грим: «Звездный путь» (Star Trek).
Лучшая музыка к фильму: «Вперед и вверх».
Лучшая песня к фильму: The Weary Kind (из фильма «Безумное сердце»).
Лучший короткометражный мультфильм: «Логорама» (Logorama).
Лучший короткометражный фильм: «Новые жильцы» (The New Tenants).
Лучший сценарий по литературному произведению: «Сокровище» (Precious) Джеффри Флетчер.
Лучший оригинальный сценарий: «Повелитель бури», Марк Боул.
Дмитрий Десятерик