Название фильма - "Карта звуков Токио" - полностью раскрывает его суть - лента не про любовь, не про смерть и даже не про людей, что некоторым, возможно, покажется спорным. На пару часов перед глазами зрителя предстанет японская культура с присущей только ей философской, кроткой, дрожащей красотой.
Карта Токио - места, которые на первый взгляд кардинально отличны друг от друга - роскошный ресторан с "живыми блюдами" и рыбный рынок, традиционные столовые и европейский винный бутик, шумные улицы центра с фривольными и холодными комнатами отелей и чистые, залитые солнцем могильные камни на фоне природной красоты холмов. Люди лишь наполняют собой это пространство, озвучивая его разговорами о бизнесе, всасыванием рисовой лапши, глубоким учащенным дыханием или тишиной. Люди - лишь инструменты, связанные в городской оркестр, дирижер которого - сам Токио.
Звуки больших городов, это, пожалуй, многогранный хаос, который по желанию режиссера перерастает в нечто более фактурное и ритмичное. С этой целью в сюжет вплетается тема саундтрека, вкрапление характерных звуков, похожих на треск цикад. Такта добавляют отмеренные шаги идущего, стук метро.Гармонию - свист ветра в узких просветах между зданиями. Получившееся музыкальное блюдо подается под соусом ярких красок фильма, и эмоциональных переживаний героев. Причем, сюжет здесь не столь важен, а потому незамысловат, дабы не отвлекать зрителя от льющейся на него звуковой громады. Главное - именно эмоциональное переживание.
Некоторые называют фильм "депрессивным", а причина этому - всего одна нота в человеческой душе. Жалость. Жаль девушек, зарабатывающих на жизнь, лежа на столах в качестве тарелок, жаль олигарха, потерявшего дочь и потухающего на глазах, жаль безвременно ушедших Мидори и Рю, причем вторую, убийцу, жаль больше. Жаль старика - звукорежиссера, когда он сотый раз прокручивает голоса на плеере и тем спасается от одиночества...Эти маленькие истории есть составляющее минорной тональности всей киноленты. И лишь тишина на кладбище ни капли не напоминает траурные басы или слезливую скрипку - там чисто, ясно и по-своему торжественно. Появляется мысль о том, что человек после всех услышанных в своей жизни звуков, испытанной горечи, усталости и обиды, пропахнув едким рыбным запахом или офисной пылью, находит свое спокойствие под чистой могильной плитой, обогреваемой солнечными лучами.
Фильм тонкий, медленный, глухой и звонкий одновременно. Лучше не загружать его переводом, какого качества бы оно ни было. Читайте субтитры. Реже смотрите на актеров, чаще на то, что окружает их, ибо город здесь важнее живущих в нем. и обратите внимание на конечные кадры - скитавшаяся в токийских улицах "Европа" возвращается на свою территорию и там находит типичный европейский приют, теребя память черно-белыми фильмами о прошлом...