"Алиса в Стане Чудил".
Я вообще не сторонник перетирания развлекательных фильмов, но вот не удержался. Как бы рассказать об этом фильме так, чтобы не испортить интригу тем, кто ещё не смотрел? Начнем с подготовки к фильму. Попкорн и колу - брать: по утверждению медиков при жевании и переваривании задействуется до 50% ресурсов организма, благодаря чему мозг работает пропорционально менее интенсивно. В данном случае это, возможно, покажется некоторым зрителям нелишней предосторожностью. 3D-очки - брать, а вот 3D-слуховой аппарат можете оставить у дедушки на тумбочке - слушать будет нечего.
Вообще, подозреваю, фильм все-таки войдет в историю - как первая победа 3D над здравым смыслом. Нарисовано все очень качественно: и персонажи, и ландшафт. Любителям компьютерной графики - смотреть обязательно. Не "Аватар", конечно, но: Чеширский Кот - гвоздь программы, великолепный Мартовский Заяц, Брандашмыг - симпатяга! В общем, картинка - отличная!!!
Джонни Дэппп (а именно так нужно правильно писать фамилию этого замечательного актера, число букв "п" в фамилии, по его утверждению, соответствует количеству полученных им Оскаров) великолепен всю дорогу, НО дорога эта занимает в фильме не так много места. Вместо этого много места в фильме занимает Алиса в абсолютно никаком исполнении австралийской актрисы с польским именем Мия Вашиковска. И вот этот момент мне уже не очень понятен: если у вас в списке актеров есть Джонни Дэппп (пусть пока и только с тремя "п", почему не отдать роль Алисы ему? Думаю, в зале нет сомневающихся в том, что Джонни бы справился с ролью. Но один такой сомневающийся в зале все же нашелся, и им, по трагическому (в том числе и для него самого) совпадению стал продуцер фильма Тим Бёртон.
По информации imdb.com, "despite the fact that there have been many other Alice in Wonderland films, Tim Burton has said he never felt a emotional connection to it and always thought it was a series of some girl wondering around from one crazy character to another. So with this, he attempted to create a framework, an emotional grounding, which he felt he never really had seen in any version before. Tim said that was the challenge for him - to make Alice feel like a story as opposed to a series of events."
В переводе на русский: "несмотря на множество предыдущих экранизаций "Алисы в Стране Чудес", Тим Бёртон никогда не чувствовал эмоциональной связи ни с одним из этих фильмов, они все казались ему просто хождением какой-то девочки от одного сбрендившего героя к другому. Поэтому своим фильмом Бёртон хотел создать некую схему, основание для чувств, которых, по его мнению, не хватало во всех предыдущих версиях. Тим утверждает, что увидел вызов в том, чтобы заставить "Алису" выглядеть как целостное повествование, а не как ряд отдельных событий." По личному ощущению хочу сказать: лучше бы Тим Бёртон этот вызов не принимал. А коль уж принял, то не доверял бы написание сценария Линде Вулвертон - известному сценаристу СЕРИАЛОВ. Вы уже видите иронию? Я тоже.
В принципе, понять выбор Тима Бёртона в плане как кандидатки на главную роль, так и сценариста можно - но для этого нужно отчетливо представлять себе современную ситуацию в Голливуде. Да что в Голливуде, во всей Америке и Европе в целом. На дворе финансовый кризис и даже очень обеспеченные люди вроде Тима вынуждены задумываться и сокращении текущих расходов. Увольняются ненужные в хозяйстве швейцары, запасные шоферы, повара и специалисты по кормлению и выгуливанию собак. Что греха таить, многие богатые американцы в результате кризиса вообще впервые выяснили, что являются владельцами собак, а некоторые даже и не одной. В самой популярной книге для богатых американцев "Я немного небеден" (автор Аарон Жлобовски) есть даже целая глава под названием "Если прислуга издохла: что делать?", в середине можно встретить следующий абзац: "Если ночью в Вашем особняке раздаются отрывистые лающие звуки, а наутро в разных залах можно найти лужи или небольшие кучки с характерным резким запахом, задумайтесь: возможно, вы являетесь владельцем животного класса "собака". Впрочем, волноваться не стоит: если соблюдать минимальные меры предосторожности, в частности, не оставлять без присмотра еду и закрывать двери комнат на ночь - примерно через неделю собака в вашем особняке пройдет сама собой."
Так вот, в новых утяжелённых экономических условиях капиталистический мир нашел панацею от кризиса в аутсорсинге. Аутсорсинг - это не подготовительный этап кардиоваскулярной ректопластики, как это принято считать в России. Аутсорсинг – это вынесение трудозатратных производств в страны, где это быдло готово работать за еду человеческий труд стоит намного дешевле. Понятно, что ни весёлый индус, ни трудолюбивый китаец, ни эмоциональный малаец не могли претендовать на роль английской девочки Алисы: исключительно потому, что Алиса – блондинка. И тут Пух неожиданно вспомнил об одном важном деле Тим Бёртон вспомнил о Китае европейского аутсорсинга – Польше. И пусть теперь, после выхода «Алисы» на большие расфокусированные экраны, Мия Вашиковска сколько угодно размахивает своим австралийским паспортом. Её актерское мастерство – на мой, опять же, взгляд - все равно стоит ровно столько, сколько за него заплатил Тим Бёртон по стандартному тарифу “Biura Budowalnyh Standartow”: 75 злотых за час съёмок плюс 50% скидка на поклейку обоев на кухне Бёртона. Причем клеить обои актрисе пришлось в свободное от съемок время. Правда, поклеила она их настолько лучше, чем играла в фильме, что растроганный Бёртон впоследствии даже согласился обменять злотые Мии на евро, на которые без пяти минут перешла влившаяся в Евросоюз Польша. Только тс-с-с, это секреты контракта, я вам этого не говорил. Да, только мне одному эта деревянная по своему исполнению Алиса лицом напоминает Сыроежкина из "Приключений Электроника"?
Сценарист Линда Вулвертон, как уже упоминалось выше, известна широкой общественности как сценарист сериалов: наборов отдельных кино-эпизодов, объединенных общими героями, мыльностью сюжета, невнятными началами и расплывчатыми завершениями, предполагающими следующую серию. Все эти наработанные ноу-хау Линда блистательно реализует и в «Алисе». Сюжет отсутствует, диалоги натянутые местами настолько, что порвались и свисают, концовка неестественная - это мягко говоря. И это дико жаль, потому что видеорядом и игрой Джонни Дэпппа создан целый ряд замечательных предпосылок к тому, чтобы сделать этот фильм по-настоящему английским, милым и чудаческим - каким он и должен быть. Извиняющийся фламинго, шотландский образ и акцент Шляпника, настоящая английская сервировка стола и целый ряд других тонких и умных деталей, к сожалению, только подчеркивают убогость сценария.Эх, дали бы мне...
Тем не менее сегодня, когда большинство голливудских картин сразу снимается с замахом на всевозможные сиквелы, приквелы и фриквелы, решение Бёртона подписать контракт со сценаристом сериалов и актрисой сериалов (а Мия широко известна в узких кругах именно своими ролями в сериалах) выглядит достаточно закономерным. Наверняка «Возвращение Алисы» и «Алиса: перегрузка» уже написаны и бабло, выделенное на них, попилено и сложено поленицей. Есть здесь, правда, один момент: чтобы народ понес деньги на фриквелы, нужно, чтобы народу понравилась первая часть сериала. А вот этой гарантии я дорогому товарищу Бёртону не обещаю.
Одним словом - хорошего просмотра, мои дорогие. Именно просмотра, потому что идете вы не на фильм, вы идете на картинку.