Фильм в жанре фантастики, с малым бюджетом и высокими, тем не менее, рейтингами (8.0 на imdb.com, 7.8 на кинопоиске). Это кино интересное, хотя, должен предупредить, не развлекательное, - на любителя. Сразу скажу, - фильм не «под попкорн». Я не могу утверждать, что получил такое же зрелищное удовольствие, как от просмотра других фильмов в жанре фантастики, таких, как «Аватар» или «Звёздный путь». Здесь нет той визуальной насыщенности, - что неудивительно для малобюджетного независимого кино, - но есть интересные идеи. За другие деньги можно было бы снять не просто интересный, но и зрелищный фильм, - очень надеюсь, что у режиссера, Дункана Джонса, после «Луны» появится такой шанс.
Примечательно, что фильм снимался во время той самой затяжной забастовки сценаристов. По этой причине, были свободны хорошие специалисты по спецэффектам, которые не бастовали, но сидели без работы, по милости коллег из сценарного цеха. Разумеется, в ситуации, когда «время есть, а денег нету», мастера по спецэффектам были более сговорчивы. Это, кстати, пример того, как можно «получить больше за меньшие деньги», используя контекст рынка и искусство ведения переговоров, а не попросту кидая людей, вложивших время и душу в работу над спецэффектами, как это иногда делают некоторые продюсеры (к счастью, не все).
На лунной станции всего один человек, Сэм Белл (в блестящем исполнении Сэма Роквелла), который поддерживает работу заводика по добыче Гелия и пересылает полученное топливо на Землю. Уже подходит к концу трехлетний контракт Сэма, он считает дни до возвращения к жене и дочери… Но вот весь мир Сэма рушится. Сначала не вполне ясно, - сошел ли он с ума, или случилось что-то за гранью понимания человека. В итоге всё встает по своим местам … насколько оно может встать после осознания героем происшедшего.
Это та фантастика, где разрабатывается не только тема «бесконечности вне», но и тема «бесконечности внутри». И вот, между двумя этими бесконечностями оказывается герой фильма, да еще и не дома, на диване, а в космосе. Блез Паскаль, когда думал о «зазоре» между бесконечно малым и бесконечно большим, чуть не сошел с ума, а может и сошел, - кто их, философов, разберёт! А вот Сэм Белл в своём «зазоре» держит удар очень даже не плохо.
Сэм Роквелл отрабатывает свою роль безупречно. Такого ощущения одиночества я не могу припомнить в каком-либо другом фильме. На станции – только он и Машина. Любители Кубрика обязательно вспомнят интонации «Хола» из Одиссеи 2001, - кстати, робота в «Луне» озвучивал Кевин Спейси. Разумеется, на станции есть и сюрпризы, но спойлеров от меня не дождётесь, идите и смотрите, и будут вам сюрпризы.
Думаю, что каждый найдет в этом фильме что-то для себя, - дело не только в сюжете, но и в той цепочке мыслей и ощущений, которую картина спровоцирует в головах и сердцах смотрящих. Ведь глубина, - она в мозгах смотрящего!
От человека, сведущего в прокатной ситуации, я знаю, что у фильма ооочень хорошая наработка на копию. Остается только поздравить прокатчиков, купивших фильм для российского рынка.