Красивое, выразительное готическое кино.
Бенисио дель Торо замечательно подходит на роль, так же, как и Энтони Хопкинс. Даже не вызывает упреков и укоров их участие в этом, как будто игрушечном, проекте – настолько много дали им поиграть.
Фильм выглядит как хорошая классическая опера в классической, но мастерской постановке. Академической. Никаких нововведений, никакого осовременивания классической истории, не будем наряжать Кармен в кеды и майки афроамериканских хип-хоперов и смотреть, как она разыгрывает душераздирающие страсти с туповатым копом, арестовавшим ее за торговлю героином.
Человек-волк, как заказывали – викторианская эпоха, викторианский особняк, викторианский Лондон. Экипажи, туалеты, ружья и взаимоотношения – все оттуда (насколько я могу судить об этой эпохе). Старомодные ретро-декорации и обстоятельства выводят эту историю из разряда комиксов. Даже глубокий философский смысл уместился в предложенной версии "Человека-волка". Смысл, с которым почти не удалось совладать недавней экранизации "Портрета Дориана Грея".
"Человек-волк", как классическое, а не постмодернистское произведение, оказывается не триллером и не апологией животной силы, а трагедией человека, покоренного инстинктом. В общем, достаточно старомодный подход к теме. Сейчас актуально демонстрировать преимущества человека-волка, который – ура! – приобрел офигительные способности (к нечеловеческим прыжкам, беготне по крышам и – не будем этого забывать! - неуязвимость!), силу, коварство, и стал во сто раз круче дурацких людишек, которых, увы, волк-оборотень в свое время не покусал.
Торжество инстинкта и освобождение от оков и тягот человечности, морали и цивилизации – вот пафос брутального кино 21 века. "Адреналин"!
А там, в далеком, хоть и прекрасном, викторианском прошлом, стоит только заглянуть в скорбные глаза Бенисио дель Торо, как становится ясно: ему эти волчьи радости – как собаке пятая нога. Не нужны. Он страдает от того, что перестал быть человеком. Для него быть человеком – ценность. Ради которой и умереть не жалко. Вот ведь какой недальновидный парень! А ведь мог бы развернуться! Вон у нас сейчас чуть не каждый месяц выходят фильмы о том, как хорошо быть вампиром или оборотнем, какие они, в сущности, милые … ну, не люди, а существа, живут стаями, никого не трогают, кроме больных животных. Санитары леса!
"Человек-волк", повторяя оригинальный фильм середины прошлого века, показывает нам, как далеко мы ушли. То есть сам он как раз очень старательно воспроизводит и сюжет, и переживания героев. Но, имея рядом в афише другие современные фильмы, "Человек-волк" демонстрирует … ну, как бы сказать… большие изменения в нашем отношении к проблеме.
Образно говоря, современный Лоуренс Тальбот, герой Бенисио дель Торо, сам побежит в лес и подставит свое горло под острые зубы (или, в другой интерпретации, под нож хирурга), чтобы быть покусанным (получить электрическое сердце, или какое-нибудь био-химическое изменение в обмене веществ) и приобрести эти вожделенные волчьи зубы, когти и пасти. А вслед за ним – и все жители городка и города. Выстроились бы в очередь к Оборотню-хирургу. За умеренную плату. И глаза бы их засветились нечеловеческим светом.
А хвосты… Вопрос о хвостах предусмотрительно опущен даже авторами вегетарианского "Человека-волка". Хвост бы, согласитесь, как-то снизил пафос страданий и рефлексии этого несчастного человека. Хотя, переброшенные в современность, нынешние соискатели волчьих достоинств наверняка согласились бы и на хвост!
Человек-волк | The Wolfman: США, Великобритания - 2010