Без сочувствия к грубым /
No Mercy for the Rude / Yeui-eomneun geotdeul
режиссер: Чхол Хи Пак
2006 г., Южная Корея
113 мин.
Без сочувствия к грубым — не совсем то кино, которое ожидаешь увидеть исходя как из английского, так, впрочем, и из русского вариантов названия, которые подразумевают весомую роль грубости в фильме. Что оказывается совсем не так, когда смотришь кино. Это история об эксцентричном псевдо-немом наемном убийце, который ко всему прочему представляется как Килла (Killa). Хотя Килла может говорить, правда с дефектом, он еще в детстве выбирает молчать до тех пор, пока не соберет денег и не сделает операцию. Одиночка, единственный друг которого — другой ассасин, в прошлом танцор балета, который использует свои навыки, чтобы превратить убийство в произведение искусства, Килла в своих снах видит себя тореадором, с ловкостью и грацией разящим мчащихся на него разъяренных быков, а в свободное время пишет стихи.
Все меняется. Женщина, которая всегда крутится в его любимом баре, буквально навязывает себя ему. А тут еще бездомный мальчишка, которого он находит спящим под проливным дождем и берет с собой. Ему осталась еще пара заказов, чтобы суметь расплатиться за операцию. Но неудачно выполненный заказ и неблагоприятные стечения обстоятельств все осложняют.
Как только зритель начинает проникаться к Килле симпатией, Чхол Хи Пак постепенно выводит его из сферы ожидаемых саркастических комментариев за кадром и разного рода забавных уловок, когда Килла видит себя тореадором, фехтовальщиком и хирургом, уводя зрителя в более впечатляющую и, несомненно, более трагичную атмосферу.
Итак, несмотря на название, фильм никак нельзя назвать черной комедией про то, как убивают грубых и неприятных типов. Вообще, видимо, такие фильмы, где мочат плохих дядек исчерпали себя и больше не вовлекают зрителя в происходящее на экране, ну, может, за исключением финальных эпизодов. Однако название броское, не поспоришь.
Несмотря на то, что фильм наполнен кровавым насилием и удивительно откровенными сценами секса, Без сочувствия к грубым на самом деле очень смешной, с соблюденным Паком до самого конца идеальным балансом черного юмора, что делает фильм удачным примером в принципе не нового жанра «не-такого-уж-и-плохого-киллера». Пусть Килла и не может говорить, но закадровая озвучка его мыслей — саркастичная и остроумная, хотя и местами по-забавному идиотская, как в начальном представлении его персонажа (которое, к счастью, заканчивается прежде, чем закончится терпение зрителя). Юмор исходит из абсурдных ситуаций и эксцентричных персонажей, которые наполняют фильм. Сцены с наемниками смотрятся легко: они не настолько тошнотворно крутые, как в Голливуде, но и не нелепые, как в индийском кино. Юмор иногда вычурный, но не настолько, чтобы перестать быть смешным. Флешбеки (кадры из прошлого) получились тоже довольно милые.
Все это противостоит (или лучше сказать — дополняет) основным сюжетным линиям, в которых и женщина с бездомным мальчиком, играющие одну и ту же «я-люблю-тебя-несмотря-на-то-что-ты-меня-отталкиваешь» роль, и красивый друг-ассасин, и даже гангстер с извращенными сексуальными наклонностями.
Наряду с разоблачением лживости и лицемерия в лице жертв Киллы — респектабельных снаружи и моральных монстров на самом деле, Пак также использует деньги как средство для отображения характеров условно-положительных персонажей: та цель, для которой каждый наживает деньги, есть призма, через которую они видят себя и оправдывают свои поступки.
К счастью, все персонажи хорошо прописаны и представляют собой не просто стереотипы чокнутых и чудаков, у которых не все в порядке в жизни, а каждый несет за собой свою собственную грустную историю и мотивы. Это помогает обеспечить эффективную эмоциональную основу фильма, делая его душещипательным, постепенно вовлекая зрителя в суть фильма, которая практически противоречит хладнокровной и аморальной внешней подаче. Благодаря подобного рода контрастам, фильм умело выходит за рамки жанра.
С самого начала фильм напоминает Олдбоя Пак Чхан-ука, с тем же пристальным всматриванием в странные детали и использованием голоса за кадром, не говоря уже об одно и том же актере, исполняющем роль немого. Но, несмотря на то, что эти два фильма похожи стилистикой и определенно нигилистическим тоном, Без сочувствия к грубым — в меньшей степени кинематографический пазл и в большей — пособие по изучение эксцентричных персонажей, и, если такое вообще возможно, более циничный в видении мира, чем Олдбой.
Пока режиссура Пакa впечатляет. Фильм вышел динамичным, а меланхоличная, поэтическая сущность, которая, несомненно, является самой сильной стороной фильма, должно быть и есть составляющая, которая возвышает его над тем, что бы быть вульгарной попыткой имитировать успех Олдбоя.
Превосходный как по форме, так и по содержанию, Без сочувствия к грубым привлекает к себе на многих уровнях и являет собой один из лучших корейских фильмов за последние несколько лет. И если маловероятны те же международные овации или высокий статус, как у классики Пак Чхан-ука, в профессиональных кругах, то, по крайней мере, фильм будет по достоинству оценен любителями хорошего кино.