За олимпийскими поражениями и победами мы как-то проглядели победу кинематографическую: наши на Берлинале получили трех медведей!

Ну, строго говоря, приз, полученный оператором нашей конкурсной картины "Как я провел этим летом" Павел Костомаров, медведем не является, но для красного словца так складнее. Тем более, факт остается фактом:  президент фестиваля Вернер Херцог был так впечатлен, что самолично вышел вручать награду нашему оператору "За выдающийся художественный вклад". А так как оператора под рукой не оказалось, за призом вышел режиссер фильма, затеявший все дело, Алексей Попогребский, так что ему тоже посветили лучи славы.

А настоящие два медведя – серебряных – достались каждому из двух актеров фильма, и Сергею Пускепалису, и Григорию Добрыгину. Не обманули знаки-то! Не пропустил мимо Вернер Херцог картину про милых его сердцу полярников!
А получая приз, актеры рассказали и о еще об одном, совсем уже конкретном, знаке: на станцию полярную, где они снимали фильм, приходили три медведя – белых, разумеется. После такого визита можно уже было и не сомневаться в успехе! Вот ведь как бывает.


Теперь уже можно и поворчать: а почему было бы и Попогребскому не дать медведя за лучший фильм, или фильму – Гран-при? Уж при таком-то небесном покровительстве? Наверное, при раздаче призов, в Берлине руководствовались такими соображениями: медитативным и невоинственным пафосом председателя жюри Вернера Херцога – и репутацией защитника прав и свобод, которой дорожит сам фестиваль.
Согласно симпатиям Херцога, призы за лучшие мужские актерские работы получили не исполнители всяких криминально-боевых ролей, в которых не было недостатка, а наши вполне мирные полярники.

Золотой медведь достался фильму "Мед", (режиссер Семих Капланоглу), - опять же, тут и магический компонент сыграл свою роль, как же медведю без меда остаться! – но и сам фильм, "Мед", тоже вполне "херцоговский", где мало слов, много природы и философских раздумий.

А лучшим режиссером фестиваль назвал Романа Поланского, который выступил с фильмом "Писатель-призрак", но мог бы и без фильма претендовать на тот же приз, потому как – пораженный в правах, сидит безвылазно в своей Швейцарии под домашним арестом, униженный и оскорбленный великий режиссер, которому жизнь заедает судебный иск об изнасиловании сорокалетней давности. Не каждый раз в конкурсе бывает фильм такого человека!
Посочувствовать выдающемуся коллеге и хоть чем-то подсластить его гонения – свободолюбивые немецкие кинематографисты посчитали своим долгом. Наверное, так и должны вести себя товарищи по цеху – протягивать руку помощи в трудную минуту. А судят пусть другие. Так что и этот жест вполне оправдан и замечательно вписывается в концепцию Берлинале.

Жалко, что независимые организаторы фестиваля проявили свою независимость на этот раз и таким образом, что провели фестиваль в назначенный срок, невзирая на пересечение с Олимпиадой. В отличие от, скажем, Оскара – организаторы которого, будучи более зависимыми, но и более прагматичными, свою церемонию перенесли на неделю. Чтобы блеск олимпийских медалей не мешал сверкать голливудским звездам. Жалко, получается, не гостей фестиваля – они, понятное дело, были фестивалем и заняты, плевать им на всякую Олимпиаду. И не участников – по тем же причинам. И не зрителей: ну, прямо скажем, процент телезрителей -  в нашей стране, да и в мире, наверняка -  интересующихся делами на Берлинале, не идет ни в какое сравнение с количеством поклонников зимних видов спорта.
Но наши же победили! Алексей Попогребский, Павел Костомаров, Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин – говоря олимпийским языком, победили на Берлинале в командном зачете, взяв львиную, (ну, в данном случае - медвежью), долю призов.
Не будь Олимпиады – о них бы говорили в каждом выпуске новостей еще неделю, встречали с цветами в аэропорту, девушки в кокошниках несли бы им хлеб-соль, а президент пожимал их натруженные руки. А так – все внимание встречающих, девушек в кокошниках и президента приковано к лыжным трассам и каткам Ванкувера.

А ведь кино в современном мире играет роль уж никак не меньше, чем спорт! И победа на Берлинале – к Олимпийской ее приравнивать, может быть, и не стоит, но чемпионат Европы – уж точно, выиграли. И обратить на это внимание широкой общественности с помощью тяжелой ротации этой радостной новости в выпусках информационных программ, и ежеденедельных, в том числе – было бы неплохо. Да и парням приятно. Молодцы они.
Мо-лод-цы!!!

См. также: Берлинале 2010. Наши на фестивале. Начало



URL записи