Дни польской анимации / 7 и 8 марта
БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ И ПОЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДСТАВЛЯЮТ
Первый большой уикенд польской анимации – целых шесть совершенно не похожих друг на друга программ – мы посвящаем, прежде всего, классике. Дело в том, что польская авторская анимация второй половины ХХ века, так же как великий польский театр Тадеуша Кантора и Ежи Гротовского, как фильмы Вайды и Кесьлевского, как легендарный польский плакат, - была очень значима для всей послевоенной мировой культуры. Радикальные формальные эксперименты, на которые шли польские режиссеры анимации еще в конце 50-х, когда их российские коллеги оставались целиком под влиянием диснеевского сказочного стиля, - поражают и сейчас. Впрочем, дело не только в формальной новизне, но и вообще в гораздо более широко понимаемой художественной свободе, когда даже для детей делалось совершенно авангардистское, и в то же время очень энергичное и веселое кино.
Подробности : http://www.multfest.ru
Актовый зал / Переведеновский пер.18 / www.aktzal.ru
билет. 200 руб
студен. 150 руб
дет. 50 руб
абонемент на два дня: 600 руб
С детских программ мы и начинаем свой показ. Первая программа, «Сказки и истории», годится и для маленьких, с пяти лет. В ней, конечно, есть и знаменитые фильмы про Лелека и Болека (Арбалет), и про смышленую собачку Рекса, которые так любили и в СССР (Рекс-полиглот). Есть сентиментальная история про полосатого слона, с которым никто не хотел дружить (Полосатое приключение) и эффектнейшая абсурдистская короткометражка про летающего кота (Если увидишь летящего кота...), удивительно стильная и трогательная фантазия о любви правителей черного и белого королевства (Чёрное или белое). И прелестная сказка про портного Ниточку и принцессу, снятая всего четыре года назад.
Вторая детская программа, «Приключения людей и вещей», рассчитана уже на школьников, многие ее сказочные и веселые истории имеют и образовательные цели. Например, снятая самим оскаровским лауреатом Збигневом Рыбчиньским и невероятно формально изощренная картина про локомотивы или почти психоделический, в духе 70-х, мюзикл про железную дорогу (Прощай, пар!). Да и сказка о маленьком барабанщике наполеоновского войска, тоже куда веселее, чем обычный урок истории (Великолепный марш). Тут нельзя не рассказать про чудесный коротенький фильм, где четыре фигурки с рояльных подсвечников, соскучившись от гамм, прямо на клавиатуре пляшут лихой рок-н-ролл (Маленький квартет), про стремительный «Маленький вестерн», нарисованный масляными красками на стекле, и про шикарный кукольный фильм «О самой крупной ссоре» из цикла сказок про королевство Лиалонию. Смотря его, понимаешь, откуда взялся так всех поразивший своим мастерством недавний оскаровский лауреат «Петя и волк», тоже снятый в Польше.
Две взрослые программы – это ретроспектива польской анимации с 60-х годов и до сегодняшнего дня. Первая из них – «Танго» названа по имени того самого фильма Збигнева Рыбчиньского, который получил «Оскара» (впрочем, картины этого неуемного экспериментатора есть в пяти подборках из шести). Начинается программа с обаятельной шутки «Пляж», соединяющей рисованную анимацию с игровым кино (речь идет о том, как ожили татуированные человечки на телах загорающих моряков). Но главные картины тут конечно, того же Рыбчиньского, мрачная и мощная работа Рышарда Чекалы «Перекличка» с впечатляющей графикой (эта лента в свое время получила Гран-при фестиваля в Аннеси, а во второй ретроспективной подборке вы увидите вторую короткометражку Чекалы, «Сын»). И фильм еще одного современного классика – Петра Думалы – «Кроткую» по Достоевскому, снятую в его уникальной манере резьбы по гипсу. Последние фильмы этой подборки сняты новым поколением режиссеров. Мягкий рисунок Эдиты Турчаник в недавнем фильме «Всё течёт», трогательная пластилиновая история про стариков «Jam session» Изабеллы Плучиньской (в 2004-м она получила Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале) и эффектный трехмерный «Кафедральный собор» Томаша Багиньского в 2002-м номинированного на Оскар. Любопытно увидеть, как нарядно сегодня отзывается в фильме Багиньского жесткая социальная притча «Лестница», снятая Стефаном Шабенбеком в 1968-м году, о человеке, мучительно стремящемся к вершине лестницы, чтобы стать ее верхней ступенькой. Этот фильм вы тоже увидите в программе «Танго», а в следующей подборке будет и еще один парадоксальный компьютерный фильм Багиньского – «Искусство падения», саркастически объясняющий любовь военных к анимации.
Вторая подборка классики называется «Черная шапочка» по названию уморительно смешной черной пародии на «Красную шапочку», снятой Петром Думалой для взрослых в стилистике корявого детского рисунка. Еще одна страшноватая сатира в этой программе – сделанный в коллажной манере фильм «Банкет», где еда пожирает собравшихся вокруг стола людей, а захватывающе вуайеристский фильм «Многоэтажка», используя технику «живого» кино, остроумно играет с пространством. Среди знаменитых лент в этой программе и социально-философская притча Мирослава Кийовича «Клетки», в середине 60-х взявшая Гран-при Аннеси, и современная компьютерная антиутопия «Арка» Гжегожа Йонкайтиса (пару лет назад фильм всерьез претендовал на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах).
Подборка польской экспериментальной анимации с 60-х годов до сегодняшнего дня идет под заголовком «Лабиринт» - так называется грандиозная сюрреалистическая картина одного из пионеров эксперимента в Польше, великолепного графика Яна Леницы. В программе есть и более ранняя работа Леницы, снятая вместе еще одним, впоследствии эмигрировавшим из Польши классиком, Влерьяном Боровчиком (Жил-был…). Экспериментальное кино, которое мы представляем в этой программе, очень разнообразно: от изумительно красивой ранней абстрактной анимации (Сомнамбулы), до парадоксальных игр с пространством в духе Эшера (III). И явно видеоартистских лент, юмористически работающих с категорией времени на примере «смерти» фруктов (Copyright by Film Polski MCWLXXVI), как позже, с куда более печальной интонацией сделает в своем прославленном голландском натюрморте Сэм Тейлор-Вуд. В этой программе есть и современная студенческая вариация на тему брейгелевской картины «Игры детей» (Реплика), и красивейшая, почти беспредметная, но очень атмосферная графика нынешнего классика Ежи Кучи (Осколки), и мультиэкранная пространственная обманка Збигнева Рыбчиньского (Новая книга). И эталонный эксперимент, где изображение, как и звук, автор рисовал прямо на пленке (Что мы видим, закрыв глаза и заткнув уши), и многое другое.
Ну и последняя программа «О, женщины!», которую мы представляем в праздничные весенние дни, как и следовало ожидать, посвящена любви и женщинам. Но и здесь легендарная польская анимация остается равной себе: парадоксальной и склонной к экспериментам.