"Шерлок Холмс" (2009) Гай Ричи
Те, кто смотрел советскую экранизацию Шерлока Холмса, знают, что снять лучше кино про любимого персонажа теперь очень сложно. Поэтому голливудский блокбастер про знаменитого сыщика заранее настроил публику скептически. Знайте, того Шерлока Холмса, о котором мы читали у Конан Дойля, у режиссера Гая Ричи не получилось, да он и не очень-то к этому стремился. Несмотря на эту непохожесть, фильм на удивление вышел очень даже неплохой. Поначалу кажется, что от произведения классика остались только имена главных героев, и то, что один из них сыщик, другой - врач, а место действия - Лондон. Но после первой минуты просмотра понимаешь, что этот фильм - особый взгляд на мир Шерлока Холмса, который получился очень своеобразным. Теперь это не вежливый англичанин в костюме с иголочки, попивающий чай и сидящий у уютного камина. Новый Холмс - неуравновешенный чудак с авантюрной жилкой и горящим взглядом. Он неделями не выходит из комнаты, завешенной плотными шторами, потребляет наркотики и украшает стену выстрелами из револьвера, ходит в старом потертом халате и от нечего делать ставит опыты над симпатичным английским бульдогом. Но если появляется новое интересное дело, он с азартом и даже с какой-то маниакальной страстью хватается за него, готовый к любым неожиданностям. Холмс не только умело работает головой, решая хитроумные головоломки, но и при случае навещает негодяев и навешивает им направо и налево. Как заправский каскадер он прыгает из окон, всякий раз выходя из опасных передряг и нелепых историй.
Напряженность и динамичность - одни из самых больших плюсов фильма «Шерлок Холмс». В нем нет никаких ненужных лирических отступлений, сюжет не провисает, интерес ни на секунду не угасает. Очень здорово и то, что история блещет новизной, оригинальностью, поэтому можно забыть о первоисточнике и просто наслаждаться зрелищем: погонями, драками, стрельбой. Значительный оживление вносит самоирония персонажей, которые не устают подтрунивать друг над другом, применяя английский юморок даже в минуты смертельной опасности.
Итак, действие разворачивается в Лондоне, когда Шерлок Холмс вместе со своим верным напарником Ватсоном упекает за решетку некого лорда Блэквуда, обвиняемого в убийствах и занятиями черной магией. Неудачливого убийцу-мага приговаривают к банальной смертной казни через повешенье, и перед приведением приговора в действие он успевает сообщить Холмсу нечто очень важное. Через некоторое время сыщик встречает свою старую знакомую – Ирэн Адлер – очень эффектную даму, за жизнью и поступками которой он давно следит. Она просит Холмса разыскать одного человека. В это время, мертвый лорд Блэквуд загадочным образом оживает – его тень видит гробовщик на кладбище. В гробу же вместо злодея находят рыжего карлика – того самого человека, которого попросила разыскать Ирэн. Очередное совпадение и еще одна загадка. И вот опять начинается цепь жестоких убийств и подготовка к некому ритуалу, с помощью которого Блэквуд и члены его секты хотят уничтожить мир и создать новый, в котором они будут властителями. Шерлок Холмс, который верит в свой разум и дедукцию не хочет мириться с тем, что злодей-лорд действительно владеет магией. Теперь сыщику предстоит распутать клубок тайн и загадок и предотвратить коварный план, задуманный Блэквудом. Шерлоку приходится справляться еще с одной проблемой – его верный друг Ватсон собрался жениться и хочет уйти на покой от полной приключений и неожиданных встрясок жизни, без которой не может существовать его друг. Так что теперь Холмсу грозит в одиночестве вести это мистическое и небезопасное дело.
Очень реалистично показан в фильме старый Лондон. Это не тот чистенький городок с мощеными булыжником мостовой, который мы видели в советской киноленте. Город у Гая Ричи получился грязный и серый, погруженный в дымку, где бегают крысы, бродят оборванные нищие и прочие подозрительный личности.
Удивительно и неожиданно понравились сами герои. Особенно Холмс, который у Роберта Дауни-мл. получился эксцентричным, немного чудаковатым, но безумно обаятельным типом. Он не особо похож на англичанина: вечно лохматый, небритый и вообще одевающийся ну весьма своеобразно. Тут Гай Ричи стер все грани и предрассудки по поводу любимого многим героя. Его Холмс – временами безумный, с ироничными шутками и замечаниями, кроме того, он часто попадает в неловкие ситуации, но при этом удивляет своим необыкновенным умом и наблюдательностью. Такой Холмс-авантюрист пришелся мне полностью по вкусу. Но вряд ли бедный Дойл мог себе представить, что его герой, истинный англичанин с холодной головой, будет найден утром голым на постели, пристегнутый к ней наручниками, а Гая Ричи это не смутило. Ведь всякое бывает, даже с такими выдающимися людьми (:
Ватсон, которого сыграл обожаемый мной Джуд Лоу, на первый взгляд показался слегка гламурным для этой роли. Кроме того, он здесь совсем не такой, каким мы знаем его по книгам. Но на удивление, Ватсон из Лоу получился таким же своеобразным как Холмс из Дауни. Хотя иногда и выглядит как хлыщ, но вообще он хороший парень. Было очень здорово видеть, как этот стиляга Ватсон в белых тугих воротничках и твидовом пиджачке вдруг смело бросается спасать Холмса, лезет под пули и вообще неплохо боксирует. В меру серьезный, довольно ироничный, но сдержанный и хладнокровный, он хорошо дополнил образ друга. Одним словом, дуэт из Дауни и Лоу вышел замечательным, прямо настоящие Шерлок Холмс и доктор Ватсон, не хуже чем в книге, а где-то даже и лучше. Где еще мы могли увидеть такое, сражаясь с преступниками, между делом герои умудрились утопить огромный корабль. Вспоминаются старые добрые индийские фильмы, в которых герои раскидывают злодеев как тряпичные куклы.
В качестве вывода хочу сказать, что мне даже не к чему придраться в этой киноленте. Разве что, от книги и ожиданий зрителей она очень далека, но кто открыт для нового и не ждет чего-то особенно серьезно и глубокомысленного, «Шерлок Холмс» - самое то. Это такая альтернативная история знаменитого сыщика, зрелищный экшен, который обязательно надо смотреть на большом экране. Куча спецэффектов, потрясающая и очень подходящая музыка, отличная игра актеров, детективная составляющая с любопытной загадкой – все в одном флаконе.