Один из самых громко освещаемых в прессе фантастических фильмов, рассказывающий о пришествии на землю ангелов, на поверку оказался боевичком средней руки, демонстрирующим основные фобии современного западного общества. Будем надеяться, что зрителю эти фобии не передадутся.
Вышедший в прокат фильм Скотта Стюарта вызывает гораздо больше вопросов, чем дает ответов. Рекламные ролики фильма, демонстрирующие необычные и завораживающие спецэффекты, широкая вирусная кампания в Интернете - все это намекало на то, что «Легион» может стать одним из главных блокбастеров сезона.
Но, как водится, все упирается в сюжет, который, по законам блокбастеров, не обязан быть связным, но должен быть максимально динамичным. А сюжет «Легиона» объединяет все возможные современные западные социальные настроения и фобии.
Судите сами: на землю надвигается апокалипсис. Господь, возмущенный тем, как ведут себя люди, решает их покарать, но вместо потопа насылает на землю полчища ангелов. Ангелы вселяются в людей, в результате чего у тех вырастают акульи зубы и одержимые ангелами люди начинают вести себя категорически неадекватно: кусать и рвать зазевавшихся прохожих, одним словом – уничтожать человечество. Руководить спецоперацией по ликвидации рода людского поставлены архангелы Михаил и Гавриил. Однако Михаил, воспылавший любовью к человечеству, бунтует, отрезает себе крылья, превращается в человека, грабит хранилище оружия и, вооружившись до зубов , спешит на помощь оставшейся в живых горстке людей. Горстка людей выжила на затерянной в пустыне автостоянке, и главная надежда на спасение человечества заключена в беременной официантке Чарли. Женщина беременна, толком не зная от кого – высокоморальностью поведения она не отличается. Тем не менее, влюбленный в нее молодой человек по имени Джип готов принять любимую и с чужим ребенком. Вот на них-то – «Адама и Еву» нового поколения и уповает Михаил…
Сюжет, согласитесь достойный скорее диагноза психиатра, нежели внимания кинокритика. Впрочем, кто и когда уделял внимание сюжету боевика – главное, чтобы было динамично! Но на самом деле все не так просто: в этом вычурном фантастическом опусе сосредоточены основные настроения и фобии современного западного общества. Какие же?
Прежде всего это, конечно же, антиклерикальность – подвергание сомнению церковных и библейских истин: «А на самом деле все совсем не так» - такую фразу мы зачастую можем услышать как от западных проповедников, так и от некоторых современных доморощенных отечественных «философов». И похожие на суперменов Михаил и Гавриил, скрестившие мечи в финальной схватке напоминают не столько ангелов, сколько персонажей компьютерного файтинга типа Mortal Combat. Но финальная (она же – начальная) фраза о том, что Бог «забыл этот чертов мир» поневоле настраивает зрителя если не на безбожие, так как минимум – на богоборчество.
Вторая фобия – это предчувствие скорого конца, апокалиптичность мировоззрения, культивируемая и романами-катастрофами, и фантастическими фильмами. Мир гибнет – и неважно, от чего, от ниспосланных Богом ангелов или от глобального потепления. Страх глобальный. Часто искусственно культивируемый, оттеняет прочие страхи, оттеняет происки политиков, социальные проблемы. В самом деле – что может быть важнее глобального потепления? О каких детях, стариках, о каком спасении души тут может идти речь? И фраза одного из героев фильма – повара Перси (эту роль играет хороший актер Чарльз Си Даттон) о том, что засыпая, следует помнить о том, что можешь не проснуться, и ответить на вопрос: что ты сделал в этой жизни? – эта фраза есть не столько лекарство от бед, сколько психологический стимул к самосовершенствованию, но самосовершенствованию материальному, а отнюдь не духовному.
И отсюда вытекает фобия третья – фобия слабости. Разделение на «сильный – слабый, «плохой – хороший», упрощение категорий, образов, героев. И в таком мировоззрении не находится места архангелам в традиционном, религиозном, сакральном понимании. Михаил – это супермен с каменным лицом и автоматом в руках, больше всего похожий на фанатичного Сайласа из «Кода да Винчи»: артист Пол Беттани, способный, в общем-то, на перевоплощение, сыграл эти две роли, пользуясь одной и той же краской. И от этого – тоже остается чувство несправедливости и ощущение, что тебя обманули.
И даже традиционный голливудский хэппи-энд (как оказалось, Бог испытывал не столько людей, сколько ангелов) с вернувшимися на небеса Михаилом и Гавриилом, с нашедшей свое счастье блудницей и надеждой на окончательное спасение человечества, а также главными героями, уезжающими в закат – все это кажется притянутым за уши, чтобы показать еще раз: в мире, где ангелам нет места даже в людских умах, сюжет не складывается. Не сложился он и в «Легионе» - из фильма не получился даже стандартный фантастический боевичок, все самые яркие моменты и спецэффекты уместились в трейлер.
Впрочем, таких фильмов каждый год выходит масса. И даже историки кино не всегда помнят их название, помнят только, что их много. Имя им – легион.