Актеры: Юппер, Изабель, Анни Жирардо, Бенуа Мажимель.
Выношу из комментариев к предыдущемy отзывy в отдельный пост.
Диковатый, неровный, хирургически сухой и где-то отталкивающий, но, честный фильм.
Мне кажется, он не о природе извращения, как часто пишут в рецензиях, потому что бог его знает, что есть норма, и где грань между нормой и извращением. И не о том, что аскеза приводит к еще более мощному выплеску и искривлению сексуальности человека - это было бы слишком банально.
Я думаю, это фильм о природе насилия и его роли в человеческих отношениях вообще. О людях, которые умеют любить и отдавать себя только через насилие того или иного рода. Не зря же параллелью к отношениям героини с мужчинами даются ее отношения с матерью: оттуда, из неумения матери любить Эрику, не подавляя и не подминая ее под себя, рождается неумение самой Эрики строить отношения без насилия. Только так - только через унижение, осквернение, подавление, нивелирование чужой и своей значимости, умеет она выражать свои чувства. Она пианистка, нажимает клавиши. Клавиши своих и чужих подавленных страхов и неумелых чувств. Для нее в принципе неважно, жертвой быть или насильником, она с готовностью хватается и за ту и за другую роль. Сначала она унижает и растаптывает молодого, влюбленного в нее мальчика, чтобы как-то реализовать свои чувства к нему, а потом, когда мальчик принимает предложенную ею модель отношений, сам становится подавляющей, насилующей стороной, она с готовностью отдается насилию, принимает статус жертвы. В то же время, наслаждаться насилием, как это делают обычные садо-мазо, она, кажется, все же не умеет, потому что явно страдает от такой себя, но и выбросить насилие из своей жизни она тоже не умеет, и бумерангом возвращает свою исковерканную сексуальность матери, набрасываясь на нее ночью в постели и не умея уже разделить дочернюю любовь и женскую.
Оставшись же в итоге одна, поняв, что мальчик ушел из ее жизни насовсем, она принимает на себя обе роли одновременно - и жертвы и насильника. И наносит себе рану кухонным ножом в финальной сцене.
Фильм не об извращенцах и не об извращениях, потому что в контексте этого фильма слово "извращение" теряет смысл. Извращение - суть отклонение от нормы, а насилие разного рода в отношениях - от тщательно вуалируемого морального, до вываленного напоказ физического - скорее норма, чем отклонение от нее.
"Пианистка" в кинематографическом плане, пожалуй, не шедевр. Но все же заглянуть в это карманное зеркальце, я думаю, стоит.
Для тех, кто боится чернухи - в фильме ее нет вообще, несмотря на все то, что я написала выше.