Я смотрю последнюю картину братьев Дарденн и… узнаю… и, вместе с тем, НЕ узнаю их. Кажется, все черты их стиля присутствуют, скупые диалоги, изобразительный минимализм, удивительно точное существование актеров. Все это есть, но нет чего-то главного - нет целостного яркого впечатления, характерного для «Розетты» или «Сына».
Героиня фильма - молодая албанка Лорна (Арта Доброши), фиктивно выходит замуж за наркомана Клоди (Жереми Ренье) с целью получить бельгийский паспорт. Вместе со своим бойфрендом-гастарбайтером она хочет открыть бар. Собрать деньги на воплощение мечты ей помогает албанец-бандит, принуждая к сомнительным сделкам.
План мафиози прост, как мычание - выдать Лорну еще раз замуж, уже как бельгийскую гражданку, за богатого русского, которому тоже нужно подданство ЕС. Надо только устранить мужа-«торчка», устроив тому передоз. В душе Лорны просыпается совесть, ей жаль Клоди. Вот здесь и начинаются досадные нестыковки и странности. Этот, главный по сути, драматургический посыл картины, порождает проблемы, разваливающие ее.
Лорна, только что демонстрировавшая пренебрежение, или вовсе брезгливость к фиктивному мужу, внезапно решает переспать с ним. Сцена близости Лорны и Клоди, хоть и сыграна убедительно, неправдоподобна по сути, нелепа для стиля мэтров «нового реализма», которые славятся скрупулезностью в выстраивании «физиологических очерков» (выражение Андрея Плахова).
Бандиты, которые держат Лорну в неком рабстве, все же вкалывают несчастному «джанки» смертельную дозу. Терзания Лорны нарастают. Дальше больше, героиню тошнит, она решает, что беременна от Клоди, хотя врачи разубеждают ее. Она хочет сохранить ребенка любой ценой, брак с русским разваливается, приятель-бандит решает просто убить ставшую ненужной Лорну.
Жюри Каннского фестиваля почему-то наградило эту картину за сценарий, но именно драматургия и делает этот фильм братьев Дарденн заметно слабее других их работ. В чем же дело? Картина разваливается из-за жанровой неразберихи, она начинается как социальная драма, а завершается как некий психоделический триллер, а это жанр неудобный для братьев Дарденн, это не их территория.
Картине мешают неточные детали, казалось бы, незначительные, но именно они разрушают целостность картины: почему с богатого русского за фиктивный брак и молчание Лорны берут смехотворную сумму – 10 тысяч евро? Почему Лорна уверена в своей беременности? Она сошла с ума? Но в течение всего действия, ничто не указывало на ее неадекватность, разве что пресловутая сексуальная сцена с Клоди. Для сравнения, аффективное поведение Розетты было совершенно оправданно обстоятельствами ее жизни.
Впервые братья Дарденн изменили и своему излюбленному принципу «никакой музыки» - на титрах звучит Бетховен – адажио из 32 фортепианной сонаты.
И все же… Дарденны остаются верными себе в главном: за внешней социальщиной, как всегда в фильмах этих режиссеров, скрывается христианский подтекст. В обществе, где одни процветают за счет страданий других, есть только одно обстоятельство, способное преодолеть этот порочный круг – совесть.
Фильм, как известно, стоит финала. Последняя сцена – Лорна убегает от бандитов, прячется в лесу, в заброшенной избушке. Свернувшись калачиком на скамейке, она гладит живот и разговаривает с несуществующим (или существующим?) ребенком. Это совесть пробуждает потребность любить и жертвовать. Любовь побеждает пустоту и отчаяние.