Название: Антихрист / Antichrist
Год выпуска: 2009
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Шарлотта Гинсбур, Уиллем Дефо
Наконец-то нашёл время отсмотреть «Антихриста» Ларса фон Триера – фильм про пограничное психическое расстройство у женщины (Шарлотта Гинсбур), вызванное стрессом от гибели ребёнка, и про то, как её муж психоаналитик (Виллем Дефо), не проведя качественный дифференциальный диагноз между обсессивно-фобической формой невроза и неврозоподобным дебютом прогредиентной шизофрении, взялся за лечение, и чем всё это закончилось
При всём стремлении режиссёра создать киноязык, изобилующий метафорами и аллюзиями, его витиеватость выглядит избыточной хотя бы уже потому, что в фильме присутствуют Пролог и Эпилог, которые намеренно предопределяют линейность развития сюжета из пункта «А» в пункт «Б», а это никак не допускает его двойного прочтения. Тем более, хтонические «трое нищих» существ – ворона, лиса и олень,– а также найденные мужем на чердаке гравюры недвусмысленного содержания и каракули помешавшейся жены… Согласитесь, уж, выглядит это как-то «по-голливудски». Всё это, на мой взгляд, естественным образом снижает художественную ценность фильма. Такие неточности можно отнести на погрешности сценария.
А вот что понравилось, так это умение фон Триера брать паузы: обратите внимание на флэш-бэки, реминисценции из подсознания, добавление внезапных статичных кадров с дремучей лесной чащей или падающими желудями. Ещё раз убедился, что в нужном месте и в нужное время грамотно взять паузу и крупный план – безусловное свидетельство мастерства и гениальности художника.
Ампутация клитора, как и многие другие эпизоды членовредительства, секса и насилия, снятые крупным планом, ничего не убавили и не добавили к смыслу кинокартины. В таких случаях я всегда задаюсь вопросом: потеряет что-то фильм, если натуралистично снятые сцены вырезать? Во что, например, превратится киноработа Уве Болла «Стоик», если её лишить сцен поедания блевоты, плевков, мочи и кала, сцены мужеложества с заталкиванием в задний проход ручки от швабры, сцены повешения? Ничего. Фильм просто «сдуется», как воздушный шарик. Считаю, что буквальная констатация факта мрачности человеческого подсознания, склонности людей к спонтанной агрессии и жестокости, является дурновкусием, даже если это и щекочет нервы среднему европейскому кинозрителю или вызывает восторг у кинокритики. Если вдруг хочется преодолеть социальное табу и продемонстрировать нечто запретное или вызывающее отвращение, то не лучше ли посетить Балканы или Северный Кавказ и там снять документальную картину о настоящей смерти крови, а не о малиновом сиропе? У подлинного художника всегда есть возможность напряжённость человеческих отношений раскрыть именно художественными способами. Ведь и «Антихрист» фон Триера, и, допустим, тот же «Джерри» Ван Сента – две истории об одном и том же: двое теряют друг друга. Банальная фабула, но Ван Сент, в отличие от фон Триера, избегает брутальных сцен – картинку выстраивает такую, что пылиночки не сдует! – и всё подано через образы, через изящную операторскую работу, через музыку и с крайней степенью прециозности и даже маньеризма…
Скажу больше, «Антихрист» в контексте авторской короткометражки из киносборника «На 10 минут старше» (сцена убийства фестивального кинокритика серией размашистых ударов молотком по голове) позволяет заподозрить наличие у самого фон Триера тяжёлого эмоционального недуга. Если же не так, то, получается, что прав Сергей Соловьёв, высказавший мнение: демонстрация на экране патологической девиации сознания, чернухи во всех её мерзостных проявлениях свидетельствует о серьёзном гуманистическом тупике, в котором находится сейчас европейский кинематограф.
* * *
Попутно задался вопросом, какие фильмы могут быть названы лучшей иллюстрацией психических расстройств. Набрался список:
1. Роман Полянский, «Отвращение» – оператор и постановщик великолепно воспроизвели на экране переживание галлюцинаций с нарушением восприятия себя в пространстве. Предельно сухая, бесстрастная и амимичная Катрин Денёв в данном случае как нельзя походит для раскрытия образа больного человека – лица бесцельного, социально отгороженного, погружённого в собственные переживания.
2. Дэвид Кроненберг, «Паук» – полагаю, вообще лучший фильм о шизофрении, который когда-либо был снят, в первую очередь, благодаря бесподобному сценарию и гениальной игре Рейва Файнса, по-настоящему переживающему на экране кататонический синдром.
3. Майк Фиггис, «Покидая Лас-Вегас» – лучший фильм об алкоголизме. Николас Кейдж отлично вжился в образ алкоголика, страдающего, судя по всему, ранней стадией этого недуга, решительно «вошедшего в штопор» продолжительного запоя. Смерть главного героя обусловлена сверхострым течением синдрома Гайе-Вернике – всё выглядит достаточно правдоподобно. Жизненный сценарий Джона О'Брайена.
4. Юнас Окерлунд, «Высший пилотаж» – погружение в жизнь группы лиц, находящихся на разных стадиях амфетаминовой наркомании, признаки которой (эйфория, возбуждение, нескончаемый поток мыслей, атактическое мышление, двигательный автоматизм) воспроизводится путём сверхжёсткой подачи натуралистичного материала и клиповой монтажной нарезкой. Оригинальное название фильма “Spun” целесообразно было бы перевести как «загон» или «загнавшиеся» – слово из специфичного жаргона экстази-наркоманов, собственно, и означающее зацикленность мышления.
5. Дарен Ароноффски, «Реквием по мечте» – фильм, наилучшим образом описывающий состояние абстиненции при героиновой наркомании, когда «кумарит по-чёрному», и человек за очередную дозу готов пойти на любой поступок.
6. Вернер Херцог, «Агирре, гнев божий» – граничащий с человеческими возможностями актёрский талант Клауса Кински дарит нам образ человека, находящегося в состоянии так называемой гневливой мании – одной из форм маниакально психоза, представленного в этом фильме стойкой одержимостью навязчивой идеей, необоснованно завышенной самооценкой, повышенной в течение продолжительного времени физической активностью, поведением безрассудным и неадекватным обстоятельствам, общей конфликтностью и склонностью к агрессии.
Список, конечно, может быть продолжен…