Выйди "Аватар" лет двадцать назад, "самая читающая нация в мире" моментально распознала бы в нём отсылки к десятку известных научно-фантастических произведений. Фильм настолько унизан ими, что кроме цитат, отсылок, заимствований и 3D графики в нём, вообще говоря, больше ничего и нет.

Но поскольку на дворе двадцать первый век, и интернет заменяет нам память, возникла необходимость в разборе этого знакового кинофильма, что называется "по косточкам". Во-первых, чтобы отправить искателей глубоких смыслов к источникам, где его действительно возможно и полезно найти. А во-вторых, чтобы пополнить коллективную копилку человеческих знаний таким разбором, т.к. даже в англоязычном интернете, который в среднем несколько "умнее" рунета, ничего подобного ещё не появилось. Существующие статьи либо упомнают одно-два произведения, либо содержат откровенный бред и дезинформацию. UPD: см. в конце статьи

Основа сюжета - и об этом и так много сказано - история о Покахонтас. [Сравнительный анализ]. Это история любви принцессы племени индейцев и белого колонизатора Америки, которая немного уменьшила градус жестокости и количество резни в отношении индейцев. Но, как мы знаем, это не помогло.

Безногий инвалид, "вселяющийся" в искуственно выращенное тело для освоения другой планеты пришёл из повести "Зовите меня Джо"("Call me Joe"), написанного Полом Андерсоном в 1957-ом году. В этом рассказе конфликт возникает между участниками экспедиции, и проходит "в голове" управляемого существа.

В 1978-ом Пол Андерсон перерабатывает повесть в роман "Аватара" ("The Avatar"). От этого романа фильм получил своё имя.
Здесь надо отвлечься и сказать пару слов о слове "Аватар". Многие, конечно, знают, что Аватара - это воплощение божества в мире смертных, глашатай и проводник его воли. Этот термин пришёл из индуизма, и до 90-ых годов XX-го века переводился на русский язык как "Аватара". Когда интернет добрался до русскоязычных пользователей, в нём уже было принято называть иконки пользователей Аватарами (Avatar). Которые в обиходе быстро стали "Аватарками". Произошла рерусификация слова, и теперь Avatar переводится словом мужского рода "Аватар".

Планета-Гайя с единым сознанием, составленным из частей-организмов, имеет несколько праобразов. Так, название планеты позаимствовано у Фрэнка Херберта. В 1979-ом он в соавторстве с Биллом Рэнсомом заканчивает "Ящик Пандоры"("Jesus Incident", "Инцидент 'Иисус'"), второй роман из цикла "Пункт назначения: пустота" ("Destination:Void"). В нём, как и во многих других произведениях Херберта, рассматриваются вопросы власти, веры и божественности. Космический Корабль, обредший сознание и возомнивший себя Богом, находится на орбите планеты Пандора.
Сама планета на 80% покрыта океаном, в котором произрастает особый вид водорослей (Келп). Водоросли представляют собой нейроны планетарного сознания (сравните с корнями в фильме), которое носит имя Авата (Avata). Люди под управлением Корабля выращивают клонов, способных выживать на Пандоре, и посылают их туда. Зачем - прочтите в книге, это слишком сложно и интересно, чтобы излагать в этом обзоре.

Другим праобразом экосистемы из фильма является планета из романа Урсулы Ле Гуин "Слово для Леса и Мира одно"("The Word for World Is Forest"). В нём действие происходит в 24-ом веке. Люди-колонисты вырубают леса, строят шахты и порабощают местных жителей, которые до того не знали злобы, рабства и войны. Главный рабовладелец Дэвидсон, получив приказ стать либеральнее, не верит начальству и учиняет резню местных. В ответ местные учиняют резню на базе землян и победоносную революцию.
В фильме на заимствование из этого произведения указывает, например, тот эпизод, где Джейк впервые предстаёт перед племенем. Они называют его "ходящим во сне", что не может относиться к его управлению аватарой, как выясняется в конце фильма. Эта реплика скорее о его способе мышления, но в дальнейшем она не раскрывается.

Судьба Джейка как экс-поработителя, который становится вождём свободолюбивого народа - эхо истории Пола Атридеса из легендарного романа "Дюна"("Dune") Фрэнка Херберта, из другого его цикла романов. Пустынной планета Дюна была единственным источником спайса, сверхценного вещества (собирательный образ всех сверхценных веществ в фильме - минерал Недостаниум, Unobtanium). Коренные жители планеты - бедуиноподобные фримены ("свободные"). Пол Атридес, сын герцога, после дворцового переворота становится изгнанником, но вскоре становится "своим" среди фрименов. Фрименский обряд инициации, он же последний экзамен фримена - вызов и оседлание песчаного червя. Вскоре фримены признают в Поле долгожданного мошиаха, величают Муад-Дибом, и под его руководством отвоёвывают свою свободу.

Не знаю, играл ли Кэмерон в Альбион (Albion) (1996), но мир Пандоры у него получился до странности похожим на планету из этой ролевой компьютерную игры. Сюжет её таков: В 2227 году на орбиту далёкой планеты прибывает космический корабль "Торонто". Владелец корабля - корпорация DDT - обладает информацией, что на планете присутствуют богатые залежи минералов, однако данные о том, что планета безжизненна, подделаны. Альбион оказывается цветущим миром, покрытым джунглями с богатой растительной и животной жизнью. Его населяют кошкообразные гуманоиды Искаи(Iskai), которые способны к телепатическому контакту и переселению душ благодаря особому органу на их головах. Они живут в гармонии с природой, а жилища и предметы быта формируют прямо из растущей флоры. Шаттл Тома Дрискола, главного героя, терпит крушение на планете. Узнав об Искаи, он решает во чтобы-то ни стало помешать разработке ископаемых, которая уничтожит джунгли.


Потом я нашёл эту статью и решил не писать продолжение.

URL записи