Порой очень сложно бывает подобрать слова, когда необходимо написать рецензию, буквально спрыгнув с корабля на бал, сменив уютное кресло кинотеатра на чуть менее уютное и не такое мягкое место перед монитором компьютера. Так и тянет остановиться, дать отдохнуть разгорячённому мозгу и глазам, которых только что поимели в изощрённой форме, но я чувствую, что потом впечатления уже не будут такими ясными. Хотя о какой, к чёрту, ясности может идти речь, когда, определив для себя, что это кино мне чертовски понравилось, я не могу чётко ответить на вопрос, почему именно мне стало так хорошо и приятно после его просмотра.
Ведь не в пресловутых же спецэффектах всё-таки дело. На протяжении последних лет они уже никого не удивляют, и с выходом очередного дорогого блокбастера постоянно возникает мысль о том, что уж теперь-то в этом деле предел достигнут и сделать ещё лучше просто невозможно. Так и в случае с "Аватаром" я тоже, пожалуй, не скажу, что он открыл что-то новое или произвёл революцию, как в своё время "Звёздные войны" или "Матрица". Нет, просто Джеймс Кэмерон сумел найти такой баланс, при котором от нагромождения компьютерной мишуры на секунду экранного времени не рябит в глазах. Вместо этого приходит осознание неописуемой красоты всего происходящего. "Аватар" сражает наповал именно этой визуальной красотой. Абсолютно органичной и реальной, поэтому о том, что Пандоры в действительности не существует, а на расстоянии нескольких метров от кончика твоего носа находится мастерски сделанная, но всего лишь картинка, не задумываешься совершенно. В этот мир погружаешься целиком и в какой-то момент даже начинаешь понимать главного героя. Ведь действительно хочется там остаться. И открывать этот "ящик Пандоры" вновь и вновь. Прощаешь как некоторую прямолинейность и, прямо скажем, неоригинальность сюжета, так и небольшую долю пафоса, которым сдабривается практически все выходящие сейчас фильмы. Да, не даёт покоя мысль: "А что, На'Ви тоже целуются???", но какой же это кажется мелочью по сравнению с тем, что развёртывается на экране.
И снова приходит на ум "Матрица". Никуда от этого не денешься, ведь сама идея жизни "на два тела" объединяет эти два фильма. Не случайно Кэмерон в одном из интервью сказал, что последним впечатлившим и удивившим его фильмом было именно творение братьев Вачовски. Правда, матрица в нём была "мирком, надвинутым на глаза", серым, скучным, превращавшим людей всего лишь в батарейки. В "Аватаре" же Пандора - это мир мечты и сказки, противоположность технократическому миру бездушных машин и таких же обезличенных и мёртвых внутри людей. В фильме несколько раз упоминается о Земле, точнее, о её печальной судьбе. Нам этого не показывают, но по тому, что бравые ребята-солдафоны делают с Пандорой, нетрудно догадаться, что ту планету, откуда прилетели все эти люди, уже не назовёшь ни зелёной, ни голубой и похожа она скорее всего на ту груду мусора, что мы видим в "ВАЛЛ-И". Подобные "послания" роду людскому мы уже видели в куче фильмов, но мало где они выглядят так сногсшибательно красиво.
Что ж, начал я этот год с "Обитаемого острова", а закончил "Аватаром". Разница, как говорится, на лицо. Синее и чертовски привлекательное. Фильм Кэмерона задвинул для меня на второй план всё, что до этого выходило в этом сезоне. Я не беру выше, не возношу его до небес, не провозглашаю самым-самым лучшим фильмом, ведь мы знаем, что под таким заголовком может выгодить и нечто, что даже фильмом-то назвать трудно. Я просто скажу, что нахожусь в полном восторге. И за ещё одну рецензию на этот фильм прошу простить.


URL записи