малоизвестный шедевр советского кино, русский "Охотник на оленей". невероятным образом один фильм оттепельного кино смог рассказать об эпохе сталинских репрессий в разы больше, чем все фильмы перестройки. и сделал это, что удивительно, ни разу не показав воронки, лагеря и кремлевских вождей. конечно можно списать это на цензуру, но все особенности режиссерского почерка говорят о том, что Соколов поступил так сознательно.
август 1934 года в неназванном приморском городе. трое молодых людей (Владимир, Юрий и Григорий) влюблены в одну девушку Надю и три девушки (Надя, Татьяна, Людмила) симпатизируют одному молодому человеку. чуть позднее москвичка Людмила уедет домой и к ней приедет этот самый молодой человек, Юрий, оставив на родине свою привлекательную подругу Надю.
Юрий делает карьеру в Москве, а Владимир регулярно ездит в командировки по Союзу. отца Людмилы исключают из партии, но Юрий довольно холодно реагирует на это известие. провожать Людмилу идет Владимир, который зайдя на чай, присутствует при аресте отца. а в это самое время к Юрию приезжает младшая сестра Нади - Татьяна. следует напряженная и полная эротизма сцена в комнате Юрия и Владимира, по уши влюбленная Татьяна отдается красавцу Юрию. тем временем скучающей в разлуке Наде признается в любви Григорий.
первое, что поражает уже в начальных сценах это совершенно не советские методы в описании 30-х годов. перед нами нечто среднее между лиризмом Антониони и гиперболизированным описанием фашистской эпохи в фильмах Феллини. наверное впервые в нашем кино музыка Дунаевского, советская символика, многочисленные портреты Ленина, демонстрации смотрятся элементами декорации тоталитарного быта. не менее внимателен Соколов и к мелочам - пока Татьяна укладывается спать на единственную в комнате кровать, Юрий стоит у приоткрытого окна и пьет из облупленного чайника - снят сцена со стороны улицы, через форточку. и подобным многоплановым, не шаблонным построением отличается каждый кадр в картине. чего стоит хотя бы сцена ареста отца - огни сталинских высоток за окном, звонок, нарушивший мирное чаепитие, тревожно бликующие квадраты входных дверей. а как впечатляет камера панорамирующая к ступеням станции метро под «Эх, хорошо в стране советской жить!» и в полной красе демонстрирующая летнюю Москву, словно предвещая "Прорву" Дыховичного. количество подобных находок в фильме зашкаливает за немыслимые пределы - это и похороны, снятые из могилы, куда спускают гроб. и капитан Лялин нечаянно сболтнувший лишнего и теперь вынужденный отвернутся от настойчивого собеседника к окну - камера снимает его через решетку! без сомнения из этого фильма вышел весь Алексей Герман (высоко о нем отзывавшийся) - взять хотя послевоенную сцену, в которой мы видим согретый дыханием людей плацкартный вагон, кое-как одетую публику, мрачный зимний пейзаж за окном.
но если фильмы Германа тяготеют к камерному реализму - у Соколова получилась настоящая сага, мы следим за судьбами и развитием характеров главных героев. и описанные в фильме тридцать лет советской власти дают нам мощнейший анализ эпохи, одно из самых глубоких высказываний о сталинизме в нашем кино.
Соколов не пугает зрителя описаниями преступлений сталинизма, просто вместе с героями фильмами мы сами начинаем ощущать, что лишнее слово, неправильный поступок может стоить нам многого. и вот через этого тревожное предчувствие, через понимание негласных законов эпохи перед нами вырисовывается ее истинный облик. важно, что Соколов не красит это время в одну черную краску - показывая нам мир, в котором было место и и для любви, и для героического труда, и для военного подвига. и самое главное - за тягостную атмосферу тех лет отвечают не вожди, а самые простые советские люди - от предательства, молчания и партийной инициативы которых, и зависела напряженная обстановка в стране.
сталинизм показан Соколовым через установку на романтику и искренность нового поколения 60-х и в фильме он предстает ни чем иным как карьеризмом, тупым служебным рвением, приспособленчеством и пошлостью. именно неимоверной пошлостью характеризует Соколов отрицательных героев, предавших друзей своей юности.
в этом потрясающем фильме Юрий Яковлев, Нина Веселовская, Владимир Кенигсон, Наталья Величко, Александр Граве, Наталья Антонова, Зиновий Высоковский и Олег Анофриев сыграли свои лучшие и самые значительные роли.

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2042/annot/























URL записи