"КОММУНИСТ", худ. фильм.



Производство: СССР, 1957 г.
Режиссёр: Юлий Райзман
В главной роли: Евгений Урбанский
Жанр: драма
Продолжительность: 92 мин., цветной

"Что значит жизнь не удалась? Жизнь Господа нашего Исуса Христа тоже с известной точки зрения не удалась".


Один из самых мощных фильмов советской поры, который когда-либо появлялся на экранах. Эффект от этой картины был настолько велик, что даже идейный враг Советского Союза Римский Папа заявил, что этот фильм необходимо показывать священникам в качестве пособия по борьбе за веру. Когда фильм шёл в кубинском кинотеатре, зрители - молодые солдаты - расстреляли из автоматов экран, пытаясь помочь главному герою - такое сочувствие вызвал у них своей игрой Урбанский.

Образ коммуниста Василия Губанова, созданный Евгением Урбанским, - это монументальная фреска. Страсть, сила, чувство и масштаб личности этого человека Урбанский передал так, что на весь оставшийся небольшой срок своей жизни оказался в плену этой роли.

Простой сюжет о становлении Советской власти превращается в повесть о битве настоящего человека за счастье - счастье для всех, не для себя одного, счастье трудное, кровавое, но главное - абсолютно честное и праведное. В этой честности, доходящей до святого самоотречения, - и лежит отличие коммунистического представления о счастье от счастья частного, личного. Нет личного счастья, когда вся страна лежит в разрухе и голодает. Убеждённость Губанова в правоте идеи коммунизма совпадает с убеждённостью глубоко верующего человека. Собственно, сама личность Губанова и есть живое воплощение этой идеи - парадокс в том, что недостатка в идеях нет - беда в отсутствии людей, готовых жизнью доказать их осуществимость - картина не устаревает именно потому, что главный герой не идея, но именно человек. И какой человек! Гигант, по силе и страстям сравнимый лишь с титанами эпохи Возрождения.

Сравнивая последнее утверждение с романом "Мастер и Маргарита", обнаруживаешь сходство с высказыванием Воланда о том, что собственно советский строй его не интересует - интересуют его всегда люди. То же утверждал и старый вождь сиу в картине "Хранитель снов", поучая внука - "Времена меняются. Но не люди." Эпоха коммунизма миновала, не успев стать реальностью, но картина живёт. Благодаря удивительной, точнейшей передаче настоящего, правдивого и живого человеческого образа не устаревает картина "КОММУНИСТ". Картина трагическая, честная и особенно контрастная в наше цинизмом загаженное и прожжённое время - удивительно светлая, ясная.


Как произведение искусства, эта лента переживёт не только многие годы, как уже пережила сменившуюся эпоху. Сама картина до сих пор остаётся тем маяком, бессменным ориентиром, на который всегда нацелен поиск настоящего художника. Художника требовательного и беспощадного к себе. Поражает свет и цвет ленты - сочные, яркие краски сменяются туманным пейзажем и рассеянным светом, как смутного ощущения неясной тревоги. Актёрская игра - не только главного состава, но и второго плана - отточенная, уверенная, искренняя. Драки и перестрелки в фильме сняты с высочайшим мастерством. Работа оператора, композитора настолько точны, что зритель даже не замечает событийных переходов - настолько точно уловлен темп и ритм картины, что пульс зрителя совпадает с пульсом повествования.
И самое главное - картина отвечает на вопрос о том, какова цена человеческой жизни - и не дешево ли мы оцениваем сами себя, меря жизнь внешними достижениями успеха? Приятного просмотра.

URL записи