Палата №6 – место, куда Чехов приводил и жену, и любовницу. Причем одновременно и уж точно не для пустых разговоров.
«Странное существо – русский человек! – сказал однажды Чехов Горькому. – В нем, как в решете, ничего не задерживается. В юности он однажды наполняет душу всем, что под руку попало, а после тридцати лет в нем остается какой-то серый хлам. Чтобы хорошо жить, по-человечески – надо же работать! А у нас не умеют этого» – из разговора Чехова и Горького.
Одним из мотивов творчества Чехова была злость русского писателя на русского человека, которого, при этом, Антон Павлович очень любил, что видно и в его произведениях, и в воспоминаниях современников. Лень и полное нежелание саморазвития русского человека в нравственных, личностных, образовательных аспектах просто-таки выводили Чехова из себя. И, будучи совершенно спокойным и нежным человеком, он вполне мог разозлиться на очередную порцию кисейных барышень, пришедших к нему в гости, мешающих работать и говорящих о грушевом варенье. Писатель подшучивал, мол, какие девицы – ума палата! Чеховских издевок, конечно же, барышни не понимали и убирались в неведении.
«Вся Россия – страна каких-то жадных ленивых людей: они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и во сне храпят. Женятся они для порядка в доме, а любовниц заводят для престижа в обществе. Психология у них – собачья: бьют их – они тихонько повизгивают и прячутся по своим конурам, ласкают – они ложатся на спину, лапки кверху и виляют хвостиками…» – из разговора Чехова и Горького.
Вышеупомянутое - чеховское - назовем это так, было учтено режиссером Кареном Шахназаровым, снявшим фильм «Палата №6» по мотивам одноименного произведения Антона Павловича. Фильм насквозь пропитан чеховским осознанием того, что ему как человеку высокой культуры не по пути с простым человеком. Писательское понимание этого отнюдь не заключено в апофеоз надменности и высшесортности, а, скорее напротив – пропитано тоской автора по этой причине.
Метафоры (главврач психлечебницы, больные и психическое расстройство самого доктора), использованные Чеховым в то время, звучат актуально и сейчас. Они приобрели новую форму и чуть-чуть преобразились гардеробно, но они те же. И, наверное, будет приемлемым говорить о том, что в фильме «Палата №6» Карен Шахназаров желает отождествить себя гению писателя – тем, что якобы он это не просто понимает, но Интерпретирует. И метафоры эти близки людям именно такого толка. Безусловно, нельзя говорить о том, что это просто самолюбование. Нет. Но Карен Шахназаров попытался придать свежесть произведению, которое и так, в принципе, звучит в контексте времени. Хоть и годы прошли, но «некоторый Чехов» по-прежнему актуален. А те вкрапления «нового» режиссером оказались не так свежи, как хотелось.
Игра с формой фильма привела к тому, что мы увидели самые нелицеприятные проявления нашей жизни больше в буквальном, чем в метафорическом смысле. Все же, Чехов очень часто схематичен и краток, но при этом достаточно детален и красноречив. А Шахназаров пытался – и это видно - быть молчаливым буквально. То есть он создал в меру молчаливыми своих героев, их взгляды - пронзительными, действие - растянутым. Он их расспрашивал, брал телевизионное интервью (играя с формой), водил туда-сюда коридорами, а потом отвез из глуши в столицу, где и (чем и) поставил жирную точку на судьбе главного героя. Именно там, в Москве, будучи выходцем из русской глуши, он полностью понял ту уничтожающую человечность, легкость бытия, которая валится в тартарары под весом мирской праздности и безбренность, а, наверное, главное, от нежелания самого человека развиваться! В фильме это читается именно так, но, как мне кажется, Чехов не стремился это доказать. Чехов, кажется, вообще ничего никому не хотел доказывать, он пытался просто указать на изъяны.
«Он был врач, а болезнь врача всегда тяжелее болезни его пациентов: пациенты только чувствуют, а врач еще и знает кое-что о том, как разрушается его организм. Это один из тех случаев, когда знание можно считать приближающим смерть» – из воспоминаний Горького о Чехове. Эти мысли вполне совпадают с мыслями главного героя «Палаты №6».
Поместив своего главного героя в «Палату №6», Чехов пофантазировал на тему «а что со мной могло бы быть?» Будучи и доктором, и литератором, он, подобно любовнику-виртуозу сначала свел вместе свою жену-медицину и любовницу-литературу, а впоследствии еще и переспал с ними. И, как мне кажется, не один раз! Да так, что и одна и другая остались довольны. Чехов, по всему видимо, нет.
«Медицина — моя законная жена, а литература — любовница» – говорил и доказывал Чехов.
Видеосюжет о "Палате"
--