Особой привлекательностью для меня в фильмах обладают те эпизоды, в которых герой переживает неожиданное озарение, приходя к осознанию правды, которая кардинальным образом меняет его картину мира. При этом не так уж важно, в чём именно заключается осознаваемая правда, и что меняется в картине мира. Гораздо важнее радикальность и необратимость перемены.
Например:
(1) Возможно, самый выразительный пример – это финал первой части «Матрицы», где Нео осознаёт истинную природу окружающего его виртуального мира. Собственно, осознание правды – главная тема «Матрицы».
(2) В «Герое» Чжана Имоу весь фильм построен на последовательной смене нескольких версий произошедшего, каждая из которых на шаг приближается к истине, но так же, как и предыдущая, обнаруживает свои нестыковки, пока в самом конце картина не раскрывается во всей полноте.
(3) В «Играх разума» герой Рассела Кроу осознаёт, что секретная организация, которая его завербовала, и его единственный университетский друг, в действительности были плодом его воображения.
(4) Похожий эпизод был в «Доказательстве», где героиня Пэлтроу внезапно понимает, что отец, с которым она разговаривает, на самом деле умер на днях.
«Озарения», подобные перечисленным, типичны для детектива, однако в этом жанре происходящая во взглядах героя перемена не имеет необходимой фундаментальности.
Какие ещё фильмы и эпизоды можно вспомнить, чтобы продолжить начатый мною ряд?