Досмотрел «Царя». Что сказать – не Эйзенштейн и даже не Гайдай, но уже и не Хотиненко. К сожалению, великолепные образы Янковского и Мамонова теряются на фоне полного отсутствия режиссуры и сценария. Большую часть хронометража Грозный, словно Червонная Королева, только и орет: «Голову, голову ему долой!». А Митрополит-Янковский все талдычит: «Опомнись, государь! ПОКАЙСЯ!!111». И вот эта сцена в незначительных вариациях повторяется почти весь фильм. Грустно.
Заполучив двух талантливых актеров, на все остальное авторы решили положить большой и толстый скипетр: на мотивацию персонажей, реалистичные декорации, масштабные сражения, яркие реплики, да и на сюжет в целом. Самое печальное, что отсутствие сюжета не компенсируется ничем, кроме беззубой физиономии Мамонова, которой для двух часов явно маловато.
Битва с польским войском смахивает на гоп-стычку за мабилку, шокирующая – по задумке – сцена с боярскими дочками выглядит как игра в салочки глазами эпилептика (привет оператору!). Напомню, что даже омерзительная разлюли-клюква от Хотиненко имела в активе эпичьненькие спецэффекты, почти как у взрослых. Если же сравнивать не с худшими образчиками хисторик-муви, то «Царь» проседает окончательно. Зрителю не предлагают ни пищи для ума, ни зрелищ для спинного мозга.
Можно предположить, что Лунгин снимал не эффектов ради, а смысла для. Ну так где смысл? Где изящные диалоги, где яркие второплановые образы? Из Хаапсало такой же ученый немец, как из Пореченкова доктор Хаус. Сериальный актер Кузнецов смотрится тем же нескладным Мухомором, из образа которого не выходит последние пятнадцать лет. В сценах пыток ощущение, что вот сейчас он прекратит валять дурака, отлепит свою бороденку и раскурит папироску на пару с узником.
Куда более талантливому Домогарову тоже нечего играть – сильно постаревший граф де Бюсси не рассказал зрителю ни о боевой доблести Алексея Басманова, ни о зверствах его, ни о сыне Федоре, отданном царю для любовных утех, ни о трагическом финале. Отец Охлобыстин, ударившись в православие, все же не утратил искорки здорового азарта, которая и помогла ему сделать роль шута мало-мальски заметной на фоне бесконечно тоскливых персонажей второго плана.
К сожалению, недостатки фильма не списать на недостаток бюджета – есть примеры того, как при копеечных затратах пара-тройка талантливых актеров могут творить почти шедевры (см. «Стакан воды»). А уж если к этой паре-тройке лицедеев добавить приличный бюджет и, главное, режиссуру, то получатся шедевры безо всяких там почти («Елизавета», «Золотой век», «Тысяча дней королевы Анны», тысячи их!).
И тот факт, что при грандиозном таланте Олега Янковского и харизме Петра Мамонова, да на благодатной почве такого яркого исторического материала, да при хорошем бюджете и прочая, и прочая господин Лунгин не смог превзойти фильм, снятый – внимание! – шестьдесят пять лет назад, да во время войны, да при вроде бы губительном для искусства режиме Кровавого Тирана(тм)... В общем, этот факт говорит не в его пользу.
Заполучив двух талантливых актеров, на все остальное авторы решили положить большой и толстый скипетр: на мотивацию персонажей, реалистичные декорации, масштабные сражения, яркие реплики, да и на сюжет в целом. Самое печальное, что отсутствие сюжета не компенсируется ничем, кроме беззубой физиономии Мамонова, которой для двух часов явно маловато.
Битва с польским войском смахивает на гоп-стычку за мабилку, шокирующая – по задумке – сцена с боярскими дочками выглядит как игра в салочки глазами эпилептика (привет оператору!). Напомню, что даже омерзительная разлюли-клюква от Хотиненко имела в активе эпичьненькие спецэффекты, почти как у взрослых. Если же сравнивать не с худшими образчиками хисторик-муви, то «Царь» проседает окончательно. Зрителю не предлагают ни пищи для ума, ни зрелищ для спинного мозга.
Можно предположить, что Лунгин снимал не эффектов ради, а смысла для. Ну так где смысл? Где изящные диалоги, где яркие второплановые образы? Из Хаапсало такой же ученый немец, как из Пореченкова доктор Хаус. Сериальный актер Кузнецов смотрится тем же нескладным Мухомором, из образа которого не выходит последние пятнадцать лет. В сценах пыток ощущение, что вот сейчас он прекратит валять дурака, отлепит свою бороденку и раскурит папироску на пару с узником.
Куда более талантливому Домогарову тоже нечего играть – сильно постаревший граф де Бюсси не рассказал зрителю ни о боевой доблести Алексея Басманова, ни о зверствах его, ни о сыне Федоре, отданном царю для любовных утех, ни о трагическом финале. Отец Охлобыстин, ударившись в православие, все же не утратил искорки здорового азарта, которая и помогла ему сделать роль шута мало-мальски заметной на фоне бесконечно тоскливых персонажей второго плана.
К сожалению, недостатки фильма не списать на недостаток бюджета – есть примеры того, как при копеечных затратах пара-тройка талантливых актеров могут творить почти шедевры (см. «Стакан воды»). А уж если к этой паре-тройке лицедеев добавить приличный бюджет и, главное, режиссуру, то получатся шедевры безо всяких там почти («Елизавета», «Золотой век», «Тысяча дней королевы Анны», тысячи их!).
И тот факт, что при грандиозном таланте Олега Янковского и харизме Петра Мамонова, да на благодатной почве такого яркого исторического материала, да при хорошем бюджете и прочая, и прочая господин Лунгин не смог превзойти фильм, снятый – внимание! – шестьдесят пять лет назад, да во время войны, да при вроде бы губительном для искусства режиме Кровавого Тирана(тм)... В общем, этот факт говорит не в его пользу.