Нескончаемая череда душераздирающего зверства, жестоких пыток и мучительных казней ни в чём не повинных людей – такое осталось общее впечатление от фильма Павла Лунгина «Царь», в котором режиссёр изобразил своё видение русской истории времён правления царя Ивана IV Грозного.

Правда либеральная

Ещё в понедельник, 9 ноября, послушав интервью Лунгина, данное Владимиру Познеру в телевизионной программе имени последнего, я уже заранее представил, с чем придётся столкнуться в темноте кинозала. Известный своими либеральными взглядами режиссёр объяснил, что речь в фильме идёт о захлестнувшей страну чудовищной тирании, которому в одиночку противостоит митрополит Филарет, не побоявшийся возвысить голос против творимого зла. В общем, одна из любимых тем русскоязычных либералов – кровавый деспот и белокрылый ангел.

Воскресный, 15 ноября, поход в «Киноцентр» на Красной Пресне подтвердил мои предположения. В первых же кадрах зрители увидели всадников в тёмных одеждах, стремительно скачущих мимо виселиц с раскачивающимися на ветру повешенными.

В Москву мимо виселиц

Весь фильм поделен на несколько частей, в каждой из которых изображается очередной этап в отношениях между царём Иваном Грозным (Пётр Мамонов) и митрополитом Филиппом (Олег Янковский). В первой части царь, озадаченный отставкой и уходом в монастырь бывшего митрополита, в 1566 году вызывает в Москву настоятеля Соловецкого монастыря игумена Филиппа Колычева. Уже на подъезде к столице игумен сталкивается с примерами правления Грозного. Обоз, в котором он едет, останавливают и пытаются ограбить царские опричники во главе с Алексеем Басмановым, роль которого исполнил Александр Домогаров. Лишь благодаря сану игумена Филиппу удалось спасти от опричников девочку, оставшуюся сиротой после того как те убили её родителей. Священник проезжает мимо виселицы с повешенными. И, наконец, непосредственная встреча игумена с царём происходит на фоне шутовского действа, во время которого опричники тащили по снегу установленный на ковёр трон с Грозным, а толпа народа ползла вслед за ним на коленях.

После непростого разговора с Иваном Филипп, несмотря на происходящие вокруг злодеяния, соглашается принять митру в надежде исподволь наставлять царя на путь добра. Но не тут-то было. В течение всего фильма Грозный, отчаянно помолившись с утра, отправлялся раскрывать очередной заговор, пытать невинных, казнить и всячески издеваться над вверенным ему народом. Вообще, если верить фильму, то злодейство занимало всё время Грозного, за исключением непродолжительного сна. Да и по ночам он просыпался для того чтобы в бреду ещё раз погрозить «притаившимся» в комнате казнённым врагам и окончательно свести с ними счёты.

С метлой в руке и головой собачьей на седле

Опричники представлены в фильме в виде банды садистов-уголовников, денно и нощно только и озабоченных тем, как бы кого запытать да закошмарить поужасней. Наиболее отмороженного из них, бесноватого бритоголового упыря со шрамом поперёк лица, сыграл Иван Охлобыстин. Его героя в конце фильма самого сожгли-таки на костре.

Малюту Скуратова, исполненного Юрием Кузнецовым, мы две трети фильма видим одетым в чёрный фартук и занятым пытками заключённых с целью выбить у них признание в тайном сотрудничестве с Жигимондом (польским королём Сигизмундом) и заговоре против государя. Даже обещание заточённого в монастырь Филиппа исцелить его малолетнего сына-инвалида не может заставить Малюту оставить палачество и принять монашеский постриг.

Отметился в лунгинском творении и наш финский друг Вилле Хаапасало, сыгравший немца Андрея Штадена. Этот жизнерадостный сатрап увлекался изобретением устройств и приспособлений для более эффективного проведения пыток. Модернизацией занимался, одним словом.

Да и сама царица, сыгранная Рамилёй Искандер, якшающаяся с этой бандой отморозков, больше напоминает сексуальную садистку, этакую средневековую «госпожу», реализующую свои нездоровые наклонности в созерцании пыток и казней.

С иконой против медведя

Большое внимание уделено в фильме православию, точнее, творимым с его помощью «чудесам». Начинаются они с того, что царь дарит девочке-сироте, роль которой сыграла Настя Донцова, икону богоматери. Затем эта икона была использована во время боя русского войска с поляками, когда нужно было обрушить мост, на котором находились враги. Пустила девочка икону по воде, стукнулась она об опору моста – мост и рухнул, и враг был повержен. Надо понимать, в этом эпизоде либерал Лунгин хотел показать, что судьбоносные задачи можно решать лишь добрым словом и молитвой, не прибегая к насилию, которым так грешит «кровавая тирания».

Второй раз икона богородицы используется для спасения воевод, которых Грозный приказал казнить по ложному обвинению в переходе на сторону Сигизмунда и сдаче города. Против воевод на арену был выпущен голодный и злой огромный медведь. В этот раз что-то не заладилось. Выбежавшая на арену девочка выставила перед медвежьей мордой икону, закричала: «Не надо, Мишка, не надо!» Поначалу медведь, едва не задравший воеводу Колычева, племянника митрополита (Алексей Макаров), остановился, однако затем ударом могучей лапы в голову всё же убил ребёнка. Видимо, тем самым зрителю было показано, что «мрачная деспотия» тоже так просто не сдаётся.

«Нет у меня больше митрополита!»

В конце концов, все эти заступничества и пререкания Филиппа с Грозным привели к гневу последнего. Последней каплей стал отказ митрополита благословить царя во время какого-то церковного праздника. Рассвирепев, государь сорвал со священника головной убор, бросил на пол и с криком: «Нет у меня больше митрополита!» начал топтать ногами. Словно по команде, опричники, словно бритоголовые гопники, набросились на низложенного митрополита и жестоко избили его.

Затем последовали жестокие пытки, мучительная казнь на глазах Филиппа его племянника, отказавшегося признать дядю вором, и заточение в монастырь. Спустя какое-то время, о чём-то подумав на досуге между злодействами, Грозный решил навестить своего пленника. Потолковал с ним, вновь не получил благословения, поцеловал по-братски и приказал Малюте Скуратову убить Филиппа. Малюта, поторговавшись немного относительно исцеления своего сына, исполнил царский приказ, велев монахам выбросить труп подальше от монастыря.

Однако монахи ослушались царского сатрапа, похоронили тело Филиппа в алтаре, за что и были заживо сожжены в запертой церкви. Это можно понять так, что «кровавая тирания» победила, однако добро не сдалось.

Резюме

Итак, подведём итог. Поставленный Лунгиным фильм не соответствует исторической действительности. Русская история времён правления Ивана Грозного представлена в виде беспросветной деспотии, когда государственная власть не занималась ничем, кроме жестоких и бессмысленных репрессий против собственного народа. Грозный, по версии создателей фильма, был бесноватым маньяком, погубившим чуть ли не две трети своих подданных. При этом совсем не вспоминают исторические свидетельства о том, что за время правления Ивана Грозного было казнено всего несколько тысяч человек, в основном, пойманные на воровстве бояре. А в это же время в странах Западной Европы тамошние монархи казнили десятки тысяч своих подданных, причём методы пыток и казней там были куда как более изуверскими.

В фильме «Царь» не показано ничего, что можно было расценить как государственное строительство, которое, на самом деле, при Иване Грозном было весьма активным. Таким образом, фильм формирует у зрителя неверное представление о русской истории, чем причиняет явный вред. Искоренён этот вред может быть лишь путём искоренения в России бесчеловечной либеральной идеологии, идеологии лунгиных, познеров и подобных им представителей «творческой интеллигенции», сиречь безродной образованщины.

URL записи