«Как потерять друзей и заставить всех себя ненавидеть» - эта фраза так похожа на мою автобиографию, что я не мог не посмотреть одноименный фильм. Сюжет его вкратце такой: прожженный представитель британской желтой прессы Сидни Янг по прихоти главреда самого трендового журнала мира попадает на вершину гламурной журналистики. Естественно, карьера молодого и вечно синего с похмелья Янга и не думает развиваться. Его статьи наводят шороху только в мусорных корзинах, переспать с юными актрисульками всё никак не удается, а королева пиара в исполнении похудевшей Джилиан Андерсон и вовсе пьёт последнюю кровь. И даже единственная радость – аппетитная пышка Кристен Данст, вечно крутящаяся поблизости, и та мечтает как минимум о супермене, ну или хотя бы человеке-пауке. Поэтому, что остается скучающему гению скандальной журналистики? Правильно –
нажираться на светских вечеринках, заказывать стриптизерш-трансвеститов для босса и нюхать кокс с религиозными гуру. Последнее предложение хотя и выглядит круто, но на экране даже близко не дотягивает до угара «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» - героического байопика изобретателя гонзо-журналистики Хантера С. Томпсона. Оно и понятно – время героев прошло. Спасибо уже и на том, что из демонов мира гламура не пытаются сделать «человеческих людей», как в случае «Дьявол носит Прада». Ближе всего «Как потерять друзей и заставить всех себя ненавидеть» по подаче к «Дневнику Бриджет Джонс», что и не удивительно, если взглянуть на страну-производителя. нажираться на светских вечеринках, заказывать стриптизерш-трансвеститов для босса и нюхать кокс с религиозными гуру. Последнее предложение хотя и выглядит круто, но на экране даже близко не дотягивает до угара «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» - героического байопика изобретателя гонзо-журналистики Хантера С. Томпсона. Оно и понятно – время героев прошло. Спасибо уже и на том, что из демонов мира гламура не пытаются сделать «человеческих людей», как в случае «Дьявол носит Прада». Ближе всего «Как потерять друзей и заставить всех себя ненавидеть» по подаче к «Дневнику Бриджет Джонс», что и не удивительно, если взглянуть на страну-производителя.
За всеми этими хохмами о звездах и приглашенных на их вечеринку маячит одна интересная тенденция современности – смерть папарацци. Теперь папарацци быть позорно. Они копаются в грязном белье, не признают права на личную жизнь и вообще убили принцессу Диану. Но смерть «папарацци» – не более чем последствия смерти «звезды». Всё по Зигмунду нашему Фрейду, если кто помнит «Тотем и Табу» и рассуждение про вождей. Звезда, как и вождь в первобытных обществах, до тех пор звезда, пока дарит удовольствие своими сверхъестественными способностями – внешностью, голосом, харизмой и т.д. Но в тот момент, когда вместо ожидаемого люди получают только обманку, то запускается механизм изгнания короля. Раньше вождей съедали, в наше время они всего лишь попадают в пищевую цепочку желтой прессы. Но что делать, когда весь институт звезд оказывается сфабрикованным от и до? О, ужас! Гламур стух – я в шоке. Мода занимается самоповторами, бренды не отличаются от своих собственных китайских клонов ни по качеству, ни по креатуре. В музыке вторых The Beatles и Элвиса нет, и не будет. А будут Перис Хилтон, которых даже собственные поклонники считают тупыми, хотя и сексуальными кусками мяса. А раз нет королей, то и развенчивать нечего. Магии больше нет. Есть только бизнес и пиар. Откройте любой, например, музыкальный журнал. Тот же, Rolling Stones, где в своё время начинал Хантер Томпсон. 90% обзоров – невнятное и неоригинальное нечто, которое штампуется на волне того или иного высосанного из пальца хайпа. Во всех журналах одни и те же лица и истории. Иногда доходит до смешного, статьи похожи с точностью до запятой. Столпы вроде Артемия Троицкого уныло ноют в своих интервью про скучность десятилетиями окучиваемой ими темы - и продолжают вести свои колонки в журналах Cosmo. Журналистика не решает ничего – она всего лишь обслуживает пиар агентства. Впрочем, об этом уже написал Горохов, не будем повторяться.
Звезды тоже больше не принадлежат себе. Каждое их безумие – тщательно продумано их персональным пиар-менеджером. Рок-звезды стали не круче офисного планктона. Та же рутина и жизнь по органайзеру. Вспоминается по этому поводу ещё один недавний фильм «Rocker», в российском прокате - «Голый барабанщик». Весь пафос фильма в том, что в роке главное – не дебош и трэш-угар, а умение грамотно делать свою работу.
Папарацци – стали для общества хуже Бен Ладана. Кидать грязью в звезд – не просто моветон, а уголовно наказуемое преступление. Очень показательно, напрмер, развитие персонажа Паши Воли в Comedy Club’e. Когда он был никому неизвестным мальчиком из КВНа, то мог себе позволить обкладывать звезд по полной. Но теперь он один из них, и как результат – весь его «антигламурный» пафос сводиться к хиханькам и хаханькам со звездами и приветливым перемахиванием ручками. Бабло победило зло.
Но как же мы – простые скучающие обыватели? Нас лишают главного! Теперь если король нас раздражает, мы даже не можем крикнуть, прячась в толпе, что он – голый. Ну, или хотя одобрительно послушать, как это сделает другой. Так недолго и невроз заработать. Выход из сложившегося положения создатели «Как потерять друзей и заставить всех себя ненавидеть» видят в том, чтобы вообще забыть про гламур, раз уж он давно не блистает, как должен бы по изначальному значению слова. А жить своей серой жизнью, наполненной написанием книг, пьянками, неудавшимся сексом с трансвеститом и удавшимся романом с аппетитной Кристен Данст.
Вместо послесловия. Шесть лет назад одна моя знакомая, на тот момент главный редактор популярного телегида заметила: «Журналистику убили Интернет и Пиар». Через год её, что называется «ушли» с должности.


URL записи