1932. Уродцы (Freaks). Страна: США. Режиссер: Тод Броунинг. В главных ролях: люди с экстремальными физическими отклонениями.

Карлики, микроцефалиты, гермафродиты, сиамские близнецы, люди-гусеницы входят в наш жизненный мир во время просмотра этого фильма. Вначале подобное зрелище вызывает отторжение как любое резкое отклонение от привычной нормы, тем более физической. В контрасте с нормальными сильными привлекательными телами уродцы инстинктивно ощущаются противоестественно и шокирующе. «Не лучше ли было им не дать родиться?» - восклицают в начале фильма. «Здоровые люди поддерживают все слабое, немощное и аномальное, тем самым утяжеляя себя и не давая себе здорового взгляда на вещи!» – таким образом воскликнул бы Ницше. Возможно, правы были первобытные люди, не поддерживая жизнь немощных пожилых, тем самым давая своей природе продолжать существование. И только цивилизация способна поддерживать погибающее из-за переизбытка собственной силы. Кульминацией противоестественности в фильме кажется рождение ребенка у бородатой женщины или сексуальные отношения между уродцами и здоровыми. Именно такова ницшеанская точка зрения на аномальное. Она могла бы быть действенна, если только не иметь необходимого сопереживающего опыта.

А физически неполноценные люди вполне удовлетворены жизнью, социализированы и приносят пользу, предоставляя «здоровым телам» отличное цирковое удовольствие. Уродцы образовали собственный социум, в котором чувствуют себя вполне нормально среди себе подобных. По мере погружения в этот мир проникаешься их желаниями и разумностью поведения и все более начинаешь отождествлять себя с ними. Внешние уродцы становятся постепенно вполне полноценными личностями, выгодно отличаясь от нас доверчивостью, открытостью, чистым восприятием мира. Они также не обладают главным, в наибольшей мере искажающим нашу сущность грехом – гордыней или самомнением. Подобную точку зрения представляет христианство.

Трагедия начинается, когда в этот девственный мир входит человек со всеми своими развитыми пороками и начинает пользоваться доверчивостью и наивностью уродцев, издеваясь над ними, используя в своих целях и даже пытаясь убить. Зло порождает зло, порок затрагивает и непорочные души; насилие вызывает чувство несправедливости и мести. Наказание должно соответствовать преступлению, а значит, преступника следует изуродовать по правилам уродцев и тем самым посвятить в их круг. После такого посвящения эмпатия обязательно появится! И это уже не ницшеанская или христианская позиция, а описание морального положения вещей.
Итак, зачем необходимо наблюдать физическое уродство? Наверное, затем, чтобы ощутить ценность собственной физической полноценности, а также в некотором смысле сделать более осязаемым моральное уродство внутри себя.

URL записи