Кинофильм и книжка очень полюбились западному и отечественному зрителю. Многие находят здесь некую житейскую мудрость, а диалоги разошлись на цитаты. Однако, что это, как не обман и помутнение рассудка? Ведь этот сюжет воспроизводит в точности процесс забесовления человека. Сколько раз злой дух входил в человека той же дорогой, но ничему не учит история. Какое же наказание призывают на свою голову автор книги Чак Паланик и режиссер фильма Дэвид Финчер, если сказано: "горе тому человеку, через которого соблазн приходит".
Вместо предостережения и отвержения от опасности, автор книги и режиссер наоборот, романтизируют бесовское воздействие и учат призывать его. Несчастный человек подвергшийся воздействию злого духа всячески оправдывается, а Тайлер Дерден и подавно показан настоящим героем и примером для подражания. Стоит ли удивляться, что Чак Паланик впоследствии докатился до совершенных извращений, и можно только ужасаться от того, что ждет Финчера, Брэда Питта, Эдварда Нортона и Хелену Бонем Картер. А ведь такие же несчастья призывают на свою голову и зрители, без должной критики рассматривающие фильм. Многие молодые люди откровенно признаются, что смотрели этот фильм десятки раз, выискивая некую мудрость (на самом деле мнимую, извращенную и демоническую) истинная цель которой - погубить душу человека и ввергуть его в погибель.
Сюжет показывает этапы проникновения беса в человека:
- Появление беса. Как результат греха (мысль о самоубийстве, желание собственной смерти).
- Проникновение беса беса. Сам он не может войти в человека, поэтому хитростью вынуждает его пригласить себя внутрь. После этого бес свободно проникает и становится хозяином жилища (а на деле - хозяином души).
- Заставляет человека отречься от Бога (эпизод с ожогом руки).
- Руками несчастного создает тоталитарную секту.
- Заставляет человека совершить самоубийство (в фильме нет, однако, такой хэппи-энд даже хуже, так как ничему не учит).
Уж лучше бы Финчер не выдумывал другой финал фильма в отличие от книги, ведь задача бесов заставить человека совершить самоубийство. Тогда бы, возможно, зритель задумался над смыслом произошедших событий. Но вместо этого, теперь молодые люди находят в Бойцовском клубе положительный смысл, хотя признаки тоталитарной секты очевидны:
- наличие выдающегося харизматичного лидера («гуру», «учитель»
- недолговечность существования (в среднем полтора поколения, пока жив лидер и лично общавшиеся с ним приближённые);
- отсутствие разномыслия и критического мышления;
- внутренняя непрозрачность структуры и идеологии;
- обман рядовых членов путём умолчания, сокрытия и цензурирования информации;
- навязчивая пропаганда для привлечения новых членов;
- контроль над личностью (промывание мозгов) (изоляция адептов от внешнего мира, запрет на свидания с семьёй, чтение книг, газет, просмотра телевизора, прослушивания радио);
- психологическое давление;
- провозглашение внешнего мира злом;
- использование рядовых членов для совершения преступлений (массовые самоубийства, террористические акты);