Оригинал взят у julija_welboy в Шоссе в никуда (Lost Highway)
Режиссер Дэвид Линч
Хочется отметить замечательное музыкальное сопровождение композитора Анджело Бадаламенти
А это главный герой

Да-да, главный именно он, несмотря на то, что участвует всего в нескольких мизансценах. На нем все завязано, из-за него все так получилось. Ниже я объясню, почему.


Фред, саксофонист из бара, однажды получает сообщение: Дик Лоран мертв. Затем к нему в дом пробирается некто, кто снимает их с женой на видео. Потом Рене (жена) оказывается убита, труп ее расчленен. Фреда обвиняют в убийстве, хотя он отрицает. В камере заключения Фред превращается в Пита. Пита, поскольку он ни в чем не виновен, выпускают на свободу (так и хочется спросить, что у них там с отчетностью).

Пит, сотрудник автосервиса, уводит любовницу у мафиози. Любовница, Эллис, один к одному похожа на убитую Рене. Мафиози зовут мистер Эдди, но полицейские, которые следят за ними, узнают в нем некоего Лорана. Эллис предлагает Питу добыть денег и бежать.

На всем протяжении фильма Фреда и Пита сопровождает некто Страшный в черном пальто. В самых разных ситуациях он возникает как бы ниоткуда. Страшный оказывается тем скупщиком в пустыне, который якобы может помочь беглецам. В результате, если он и помогает, то только убить Лорана - что, как вы увидите ниже, очень символично. В конце фильма Пит снова превращается во Фреда, а из двоих женщин на фотографии (Рене и Элис) остается одна.



Теперь вопросы.
Почему Фред превращается в Пита, а потом обратно? Почему Рене и Эллис похожи как две капли воды? Кто убил Рене? И, наконец, кто такой Страшный, и что ему нужно?


Страшному, как можно заметить из фильма, ничего не нужно. Он неотступно следует за Фредом/Питом, иногда помогает им, иногда пугает, но ничего не требует. При этом режиссер дал нам жирный намек: именно Страшный убивает Лорана, соперника Пита.

Страшный говорит Фреду на вечеринке: я сейчас у тебя дома. Фред перезванивает себе домой и убеждается, что это так и есть. Смысл этой сцены: куда бы ты не пришел, я уже там и жду тебя.

Что может так неотступно следовать за человеком? Только его собственная страсть. И страсть эту в данном случае зовут Ревность. Страшный является персонифицированной ревностью Фреда.

В первой части фильма Фред чувствует себя обманутым, по его поведению видно, что он подозревает жену в неверности.


Во второй части фильма Пит сам является обманщиком - уводит чужую женщину.

Сидя в камере после вынесения смертного приговора, Фред превращается в Пита. Объяснить это превращение можно так: Фред  хочет почувствовать обратную сторону ситуации – каково быть не обманутым, а обманывающим – и таким образом мысленно отомстить сопернику. Таким образом, Пит и Фред – одно и то же лицо.

Почему две женщины с одинаковым лицом (обеих играет Патрисия Аркетт)? В действительности это одна и та же женщина – законная жена, Рене, которая и остается в конце фильма на фотографии. Но в голове ревнивца она двоится: моя – чужая (блондинка – брюнетка, виновата – не виновата). Образы обеих женщин подчеркнуто контрастны и говорят сами за себя:


Как тонко показаны сомнения ревнивца, от которых никогда окончательно не избавиться: хоть в конце фильма на фотографии и остается единственная - «моя», но она помещается между двумя мужчинами – сутенером и мафиози.


Страшный (Ревность) в разных сценах фильма возникает как бы ниоткуда. Он всегда здесь, всегда рядом. Единственный раз его приходится ждать – когда Пит с Эллис уединяются в пустыне. В пустыне по определению не к кому ревновать. Но после короткого диалога: Пит "Я хочу тебя". Элис "Ты никогда не получишь меня", - Страшный снова тут как тут.

Ревность/Страшный живет в сарае, который стоит в пустыне. Пустыня символизирует внутреннюю пустоту, сарай – низкую самооценку.

В конце фильма Фред (который уже снова стал самим собой) пытается удрать от Страшного на машине, но попадает в отель, где снова видит свою жену с Лораном. И Страшный уже здесь – от ревности не спасешься бегством. Он крадучись выглядывает из-за занавески, из-за которой перед этим выглядывал Фред. Звучит песня Раммштайн: «Ein Mensch brennt…» (человек горит). Символ огня сопровождает нас на протяжении всего фильма как символ страшных, всепожирающих страстей.

Фред говорил на допросе, что не убивал жену. Все правильно, Ревность сделала это за него. Она же убила Лорана, соперника, – это режиссер показал уже воочию.

Сцена убийства Лорана

А Фред только засунул пистолет за пояс. Страшного в этом кадре уже нет, он куда-то исчез.

Страшный преследует Фреда/Пита, но в то же время по сюжету является другом Лорана. Понимать этот казус следует так: два человека, Фред/Пит и Лоран, связаны ревностью к одной и той же женщине. И женщина, и ревность у них одна на двоих. После того, как Лоран был убит, Страшный пропал (после убийства соперника удовлетворенная ревность исчезла).



Обратите внимание на выражение лица Страшного после убийства Лорана – как у ребенка, который сделал то, что вы от него хотели, и теперь ждет похвалы. Наши страсти всегда готовы служить нам. Фред в этой сцене задумчив.

После убийства Ревность нашептывает ему что-то на ухо (оправдывает?).



Как символично, что мафиози Лоран перед смертью спрашивает: что вам нужно? Ему без всяких объяснений вручают видео, где записана фрагментарно вся его жизнь: секс, насилие, ужасы, кровь. Нужно, чтобы ты пересмотрел свою жизнь! После пересмотра он умирает.


Это фильм об убийстве на почве ревности. Если говорить о событиях: муж убивает свою жену и ее любовника и мучается после этого раздвоением личности.

</div>


URL записи