Окраина (1998).
"Наддай!"- я слово выронил,-
Под слово люди русские
Работают дружней.
"Наддай! наддай!" Так наддали,
Что ямы, словно не было -
Сровнялася с землей!
Тут мы переглянулися...
Если вы смотрели «Соловей-разбойник» и не смотрели «Окраину» Петра Луцика, то вам можно только позавидовать, потому что это, как угоститься вкуснейшим блинчиком с маслицем, а потом обнаружить на столе те же блинчики, только фаршированные всякой тяжелой и ароматной снедью. Из-за такого стола уже только вылезти можно, просто уйти или откланяться не выйдет, да и самому не захочется.
Нет смысла рассказывать о смысле картины. Мужик и земля родная – это же тема вечная. Над темой этой бились, и, видать, еще биться будут умы самые могучие! И не каждая голова, даже гениальная, выдерживала! Да, Николай Васильевич? Что ж говорить о современниках, которым, кажется, и в чащу забредать не нужно – в трех соснах заплутают)
Я хочу только немножко коснуться того художественного языка, которым рассказана эта странная и такая вполне ясная история. Достаточно видел я попыток воссоздать на экране атмосферу первых советских фильмов. Именно атмосферу фильмов, а не самого времени первой половины 20-го века. И чаще всего попытки эти носили карикатурный характер. То ли задумано так было изначально, то ли просто цели не достигали и замысел оказывался не подвластен авторскому исполнению. Не знаю. Но могу сказать, что Петру Луцику это удалось гениально, и картину, которая вышла в 98-ом, смотришь, как будто снята она была параллельно «Чапаеву» или «Юности Максима»! Не передаваемые ощущения, особенно когда ты понимаешь, что фильм-то современный!
И находишь в этой картине еще какие-то смысловые, звуковые, интонационные узелки с другими виденными фильмами, которые остались в памяти. Которые пересматриваются и не забываются.
Я специально не трогаю сюжета. Кому-то, уверен, он покажется безумным и даже ужасным. Но признаться, смотря картину, ты не находишь героев чудаковатыми, а их поступки неестественными. Как-то верится и знается, что человек времен красной революции и террора, способен был и не на такое, и попади он в наши реалии, как знать, чтобы там еще было.
Тут надо бы подумать над другим.
Человек-то тот, простой и смекалистый, он в том времени остался или его и нынче встретить можно?
Не ищи, товарищ,
Разве их узнаешь?
Города родные расцвели
На земле советской
Больше нет окраин,
Мы живём и строимся,
На всей, на всей земле!
Постскриптум. У Петра Луцика это была единственная режиссерская работа с полнометражной картиной. Он умер спустя два года, в 2000-ом. Сорок лет. Во сне.
"Наддай!"- я слово выронил,-
Под слово люди русские
Работают дружней.
"Наддай! наддай!" Так наддали,
Что ямы, словно не было -
Сровнялася с землей!
Тут мы переглянулися...
Если вы смотрели «Соловей-разбойник» и не смотрели «Окраину» Петра Луцика, то вам можно только позавидовать, потому что это, как угоститься вкуснейшим блинчиком с маслицем, а потом обнаружить на столе те же блинчики, только фаршированные всякой тяжелой и ароматной снедью. Из-за такого стола уже только вылезти можно, просто уйти или откланяться не выйдет, да и самому не захочется.
Нет смысла рассказывать о смысле картины. Мужик и земля родная – это же тема вечная. Над темой этой бились, и, видать, еще биться будут умы самые могучие! И не каждая голова, даже гениальная, выдерживала! Да, Николай Васильевич? Что ж говорить о современниках, которым, кажется, и в чащу забредать не нужно – в трех соснах заплутают)
Я хочу только немножко коснуться того художественного языка, которым рассказана эта странная и такая вполне ясная история. Достаточно видел я попыток воссоздать на экране атмосферу первых советских фильмов. Именно атмосферу фильмов, а не самого времени первой половины 20-го века. И чаще всего попытки эти носили карикатурный характер. То ли задумано так было изначально, то ли просто цели не достигали и замысел оказывался не подвластен авторскому исполнению. Не знаю. Но могу сказать, что Петру Луцику это удалось гениально, и картину, которая вышла в 98-ом, смотришь, как будто снята она была параллельно «Чапаеву» или «Юности Максима»! Не передаваемые ощущения, особенно когда ты понимаешь, что фильм-то современный!
И находишь в этой картине еще какие-то смысловые, звуковые, интонационные узелки с другими виденными фильмами, которые остались в памяти. Которые пересматриваются и не забываются.
Я специально не трогаю сюжета. Кому-то, уверен, он покажется безумным и даже ужасным. Но признаться, смотря картину, ты не находишь героев чудаковатыми, а их поступки неестественными. Как-то верится и знается, что человек времен красной революции и террора, способен был и не на такое, и попади он в наши реалии, как знать, чтобы там еще было.
Тут надо бы подумать над другим.
Человек-то тот, простой и смекалистый, он в том времени остался или его и нынче встретить можно?
Не ищи, товарищ,
Разве их узнаешь?
Города родные расцвели
На земле советской
Больше нет окраин,
Мы живём и строимся,
На всей, на всей земле!
Постскриптум. У Петра Луцика это была единственная режиссерская работа с полнометражной картиной. Он умер спустя два года, в 2000-ом. Сорок лет. Во сне.