N. B. Материал составлен на основе радиоэфира Антона Долина и просмотра первоисточника
Название Апокалипсис now имеет смысл не только апокалипсис сегодня, но и наших дней, и даже, - сейчас. Скорее всего, Коппола имел ввиду что-то полемическое по отношению к лозунгам хиппи о всеобщем мире и любви - "нирвана сейчас"... Изначально же фильм назывался "Психоделический солдат". Потом назывался "Нирвана now" почти до самого конца, пока режиссёры не увидели, что они "натворили". Хотя, где нирвана, там и апокалипсис...В итоге в нирвану оказался погружен один персонаж (офицер Курц) и такое чувство, что в неё пытаются проникнуть все остальные, включая режиссёра, но "по прибытию" никому там не нравится). Несмотря на навязчивое использование трека "The End" группы "The Doors" в начале и конце фильма, понятно, что этим всё не кончается ни в творчестве Копполы ни даже в судьбах персонажей, которые там присутствуют...
Название Апокалипсис now имеет смысл не только апокалипсис сегодня, но и наших дней, и даже, - сейчас. Скорее всего, Коппола имел ввиду что-то полемическое по отношению к лозунгам хиппи о всеобщем мире и любви - "нирвана сейчас"... Изначально же фильм назывался "Психоделический солдат". Потом назывался "Нирвана now" почти до самого конца, пока режиссёры не увидели, что они "натворили". Хотя, где нирвана, там и апокалипсис...В итоге в нирвану оказался погружен один персонаж (офицер Курц) и такое чувство, что в неё пытаются проникнуть все остальные, включая режиссёра, но "по прибытию" никому там не нравится). Несмотря на навязчивое использование трека "The End" группы "The Doors" в начале и конце фильма, понятно, что этим всё не кончается ни в творчестве Копполы ни даже в судьбах персонажей, которые там присутствуют...
У Копполы две золотые ветки в Каннах, (первая за "Апокалипсис", вторая за фильм «Разговор» ), много оскаров, три крёстных отца и куча других шедевров. Но эта вьетнамская история, в которой странным образом переданы все грани того, что происходило за кадром съёмок, странные трансформации, которые случились с самим Копполой... это выплеск через границы всего, какое редко случается. Много удивительного было и на крестном отце и на других фильмах режиссёра... но это какой-то абсолютный фильм. Фильм, который больше чем фильм, больше, чем кино... И ряд "чудес" это подтверждают:
1) Одно из них в том, что фильм был показан в Каннах в незавершённой версии, потому что у Копполы он длился пять часов. Его сократили, но продюсеры сказали урезать ещё больше. Коппола сократил, но повёз фильм в Канны категорически неудовлетворённый. Люди там пришли в какой-то священный экстаз, Фильм однозначно всем понравился. Сейчас бы показ такого фильма публику разделил, а тогда объединил.
2) Это последняя великая роль Марлона Брандо, которой он страшно сопротивлялся не уча текст, и, не желая худеть. Хотя, это не совсем роль... У Копполы был интересный замысел - взять книгу Джозефа Конрада «Сердце тьмы» и сделать то, что никому не удавалось — экранизировать её, но так, чтобы на протяжении фильма никто не догадывался, что это "Сердце тьмы". На самом деле, к книжке это имеет мало отношения, кроме того, что кто-то куда-то плывёт, чтобы найти некоего Курца... В оригинале Курц — это начальник фактории по заготовке слоновой кости. А вместо капитана Уиллорда к нему плывет Марлоу - инспектор этой компании. Там рассказчик довольно банален, в отличие от капитана, которого сыграл Мартин Шин. И вот они плывут, и замысел был, что в конце, когда они приплывают, происходит эта узнаваемая сцена... И из актуального репортажного контекста вьетнамской войны происходит полное выпадение сюжета в эту архетипическую, невероятно мрачную картину, нарисованную Конрадом в "Сердце тьмы". Финал должен был быть точной экранизацией некоторых сцен, диалогов из романа Конрада. Всю эту красивую схему нарушил Марлон Брандо, потому что он приехал туда на съёмки неготовым к своей роли. Вместо того, чтобы, как договаривались, похудеть - приехал огромным, как бочка (одна из точных цитат в книге в том, что Курц ,сошедший с ума, должен быть истощённым, худощавым)...Его просят исполнять роль, а он, оказывается, её ещё не читал. И лежит себе в гамаке, а кипящий от гнева и ненависти Коппола читает ему вслух сценарий (при том, что Брандо платили какие-то невероятные деньги). Кстати, режиссура вылезла за рамки бюджета ещё задолго до окончания съёмок,а потом ещё два года шёл монтаж. Парадокс в том, что фильмы, которые делаются так трудно, обычно, не получаются шедеврами. Шедеврами получается то, что делается легко и на одном дыхании, а тут это правило нарушено.).
2) Это последняя великая роль Марлона Брандо, которой он страшно сопротивлялся не уча текст, и, не желая худеть. Хотя, это не совсем роль... У Копполы был интересный замысел - взять книгу Джозефа Конрада «Сердце тьмы» и сделать то, что никому не удавалось — экранизировать её, но так, чтобы на протяжении фильма никто не догадывался, что это "Сердце тьмы". На самом деле, к книжке это имеет мало отношения, кроме того, что кто-то куда-то плывёт, чтобы найти некоего Курца... В оригинале Курц — это начальник фактории по заготовке слоновой кости. А вместо капитана Уиллорда к нему плывет Марлоу - инспектор этой компании. Там рассказчик довольно банален, в отличие от капитана, которого сыграл Мартин Шин. И вот они плывут, и замысел был, что в конце, когда они приплывают, происходит эта узнаваемая сцена... И из актуального репортажного контекста вьетнамской войны происходит полное выпадение сюжета в эту архетипическую, невероятно мрачную картину, нарисованную Конрадом в "Сердце тьмы". Финал должен был быть точной экранизацией некоторых сцен, диалогов из романа Конрада. Всю эту красивую схему нарушил Марлон Брандо, потому что он приехал туда на съёмки неготовым к своей роли. Вместо того, чтобы, как договаривались, похудеть - приехал огромным, как бочка (одна из точных цитат в книге в том, что Курц ,сошедший с ума, должен быть истощённым, худощавым)...Его просят исполнять роль, а он, оказывается, её ещё не читал. И лежит себе в гамаке, а кипящий от гнева и ненависти Коппола читает ему вслух сценарий (при том, что Брандо платили какие-то невероятные деньги). Кстати, режиссура вылезла за рамки бюджета ещё задолго до окончания съёмок,а потом ещё два года шёл монтаж. Парадокс в том, что фильмы, которые делаются так трудно, обычно, не получаются шедеврами. Шедеврами получается то, что делается легко и на одном дыхании, а тут это правило нарушено.).
...В одном из финальных разговоров с Уиллардом есть гениальный момент, когда Марлон на середине очень важного диалога запинается и в момент упоминания высшей силы поднимает
глаза кверху...и всем кажется УАУ, какая актёрская находка. На самом деле там у него были приклеены очень большими буквами строчки монолога.
Фантастика в том, что из этого всего получилось нечто огромное. И дело вот в чём. Дело в том, что вместо великого, но умозрительно придуманного персонажа (это был единственный персонаж по замыслу Копполы, придуманный Конрадом, чужой персонаж) была свободная игра великого актёра...Надо сказать, что Коппола по-разному работал со своими и чужими персонажами. С чужими он очень тщателен, как это делал в первом крёстном отце. Со своими персонажами всё по-другому. А здесь свобода, но не его, а великого артиста, который очень много нёс всякой отсебятины Масштаб личности Марлона Брандо,который был больше рамок актёрского дарования, там вдруг выплеснулся мощной энергетической волной. И когда нам показывают лицо этого Уиллорда (героя Мартина Шина), который к нему плыл,то такое ощущение, что его лопатой по голове огрели. Ничего такого он раньше в жизни не видел и не слышал. Он, наверное, в этот момент думал:" Господи, сейчас наш фильм закроют" )). Его слова, которые звучат рефреном в конце: "Horror,horror" (ужас, ужас), кажется, относятся ко всем и к Копполе, который понимает, что может разориться навсегда (а он заложил дом, взял гигантский кредит, потому что ему не хватало (продюсеры ему помогли финансами, но он всё потратил). ...Они вышли за все рамки, за все грани и улетели куда-то туда, куда кинематограф довольно редко улетал.
Самое потрясающее в этом фильме то, что этот апокалипсис сегодня и в других значениях now ( наших дней, сейчас) - эти смыслы применимы к любому времени, когда бы это фильм не показывали. Ощущение попадания в сюрреалистический мир настигает и не отпускает до конца просмотра. Вообще, великое кино делают не только великие люди, но какая-то сила обстоятельств и сила каких-то чудесных препятствий... История создания фильма может заслонить сам фильм...Первый вариант фильма собирались снимать в репортёрской манере. Это был 73 год, когда ещё шла война во Вьетнаме. ,Фильм собирались снимать между Филиппинами и Вьетнамом, то есть в тылу воюющей армии с недорогими актёрами, потому что их не жалко ). , Коппола на тот момент был продюсером и искал режиссёра для съёмок, которым, кстати, мог стать молодой Джордж Лукас, но у него нашлись другие интересы... Мог получится фильм типа «Солдаты неудачи». Более того, по замыслу это должна была быть чёрная психоделическая комедия. Совсем без комизма не обошлось и в Апокалипсисе. Сумасшедшие люди несутся на вертолётах уничтожать других ни в чём не повинных людей. И для того, чтобы всем было круто, они запускают музыкальное произведение Вагнер "Полёт Вальки
Самое потрясающее в этом фильме то, что этот апокалипсис сегодня и в других значениях now ( наших дней, сейчас) - эти смыслы применимы к любому времени, когда бы это фильм не показывали. Ощущение попадания в сюрреалистический мир настигает и не отпускает до конца просмотра. Вообще, великое кино делают не только великие люди, но какая-то сила обстоятельств и сила каких-то чудесных препятствий... История создания фильма может заслонить сам фильм...Первый вариант фильма собирались снимать в репортёрской манере. Это был 73 год, когда ещё шла война во Вьетнаме. ,Фильм собирались снимать между Филиппинами и Вьетнамом, то есть в тылу воюющей армии с недорогими актёрами, потому что их не жалко ). , Коппола на тот момент был продюсером и искал режиссёра для съёмок, которым, кстати, мог стать молодой Джордж Лукас, но у него нашлись другие интересы... Мог получится фильм типа «Солдаты неудачи». Более того, по замыслу это должна была быть чёрная психоделическая комедия. Совсем без комизма не обошлось и в Апокалипсисе. Сумасшедшие люди несутся на вертолётах уничтожать других ни в чём не повинных людей. И для того, чтобы всем было круто, они запускают музыкальное произведение Вагнер "Полёт Вальки