О “Сталкере” написано очень много. Правда, кажется, ни один дурак пока еще не догадался написать, что этот великий фильм надлежит безусловно запретить за оскорбление религиозных чувств – ну вот хотя бы за Иоанна Крестителя в грязи и при деньгах. Ну ничего, успеют еще.


О том, что религия была для Тарковского очень важна, особенно в последние годы жизни, мы знаем. Эта заметка — о том, как Тарковский в “Сталкере” разделил всех людей на категории, и как он описал отношение этих категорий к богу.

Сам бог в фильме не появляется, и даже Комнату, до которой очень сложно добраться, чтобы пообщаться с богом, в фильме не показывают. Зато о чудесах, на которые он способен, ходит много слухов, вроде внезапного богатства некого Дикобраза.

О том, как в действительности относится к богу власть, которую в фильме олицетворяют люди в шлемах с буквами “АТ” (это не “антитеррор” и не “armed troops”, а просто “Андрей Тарковский&rdquo, ничего не известно. Сталкер говорит, что “они боятся”, но боятся-то они Зоны.

Хотя, если понимать Зону, как сакральную территорию, то уместо вспомнить поговорку “как черт от ладана”. В любом случае, их задача – ни в коем случае не подпустить к богу никого. Воообще никого. Стрелять на поражение.

Рэд Шухарт в “Пикнике на обочине” называл их жабами.

Сталкер – это, на первый взгляд, идеальный священнослужитель. Он аскет, живет в насквозь отсыревшей хибаре, не просит ничего для себя, не пытается общаться с богом сам, не служит посредником в общении с богом. Он только помогает добраться до Комнаты и дает советы.

Но есть и у него пунктик – он любит отбирать истинно достойных общения с богом, а промеж них – еще и тех, кем можно пожертвовать.

Профессор – ученый, исконный враг бога с двадцатью килотоннами в рюкзаке. У него даже якобы есть мотивы – не допустить исполнения желаний маньяков, преступников и диктаторов, но мы-то понимаем, что для кровной вражды и ненависти мотивы не нужны. Он щадит бога из жалости к тем, для кого Комната – последняя надежда, но на самом  деле это не он, это Тарковский.

Писатель – этакий декадент, герой вообще не отсюда, в нем легко узнать Виктора Банева из “Гадких лебедей”, он даже говорит его текст.

Ни тому, ни другому – а они оба прошли кропотливый отбор Сталкера и “мясорубку” – нечего сказать богу.

Жена Сталкера – фактически Гута из “Пикника на обочине”. Она и женщина, и народ. Ее удел – любить, терпеть, растить детей и ни о чем не жалеть. У нее-то как раз есть, что сказать богу, да только ее нет в списке кандидатов на посещение Комнаты.

Справедливости ради можно вспомнить о том, что мысль поселиться с женой и ребенком в Зоне, где так хорошо, у Сталкера появляется – но только в порядке бреда.

О том, как к богу относится молодежь, мы тоже не узнаем – Мартышка у Тарковского, как и в третьей части “Пикника на обочине”, молчит. Кроме того, она несамостоятельна (отец носит ее на плечах). Зато у нее огромный потенциал, и о том, чего она добьется, когда вырастет, можно только фантазировать.


























if (jQuery.VK)jQuery.VK.addButton("vk_like_645990228",{"pageUrl":"drugoe-kino.livejournal.com/2745680.html","pageTitle":"\"Сталкер\" (Андрей Тарковский, 1979)","verb":"1","pageDescription":"О “Сталкере” написано очень много. Правда, кажется, ни один дурак пока еще не догадался написать, что этот великий фильм надлежит…","type":"mini","pageImage":"ic.pics.livejournal.com/kamill_lj/16375049/6550..."});























URL записи