Пару месяцев назад я взялась пересматривать фильма Луиса Бунюэля.
Безусловно, это один из моих любимых режиссеров, но пересмотреть я их решила, потому что выбрала сюрреализм в творчестве Бунюэля в качестве научной работы в универе.
И один из найденных мной в процессе "раскопок" информации ракурсов, я вам сегодня покажу. Этот пост по большей части представит выписки из первой главы моей научной работы о Бунюэле, то, что показалось мне наиболее интересным. Загоняю все под кат, дабы не мучить долгими вечерами словами тех, кому не интересно.
Уже 4 года я изучаю соционику. Да да, прекрасно понимаю скептиков, которые сейчас презрительно сморщили нос.
Но все же я решила посмотреть на Луиса Бунюэля не как на гения, снявшего более 30 картин вошедших в золотой фонд кино, а как на простого человека - со своим характером, типом личности и информационного метаболизма. Ведь личность и характер режиссера, несомненно, накладывают отпечаток на созданные им фильмы. По крайней мере я на уровне своей "насмотренности" я в этом уверена.
Взявшись за эту работу я, для начала исследовала манеры и внешность Бунюэля, его стиль слова и самовыражения и сделала вывод о его психологическом типе информационного метаболизма (ТИМе). Итак, по моему мнению, Луис Бунюэль логико-сенсорный интроверт.
Для логико-сенсорного интроверта характерно спокойное, бесстрастное выражение лица, часто имеющее как бы строгую геометрическую форму, тяжелый подбородок, характерный, оценивающий взгляд – все это можно увидеть на фотографиях Бунюэля разных лет. Для представителей этого тима характерна хорошая координация движений, до преклонных лет они, как правило, очень подвижны. В книге воспоминаний «Мой последний вздох» Луис Бунюэль рисует нам именно такой портрет самого себя.
Имея в программной функции структурную логику, представители этого типа последовательны в делах и решениях, любят во всем порядок, точность, конкретность и рациональность. Хорошие исследователи узких проблем. Вникают во все детали и не упускает из виду мелочей. Логико-сенсорный интроверт — человек структуры, которую он стремится найти, в нее встроиться, ей следовать. Это, конечно, можно подтвердить его словами:
но это случалось редко, и обычно ради вещей, которые считаю малозначительными».
Например, Рената Литвинова. Каким бы нелепым ни казалось это сравнение, посмотрите, у них одинаковый тип внешности, тяжелый подбородок, рациональный взгляд.
Но самое главное, вспомните их фильмы - по напряжению и каркасу они очень схожи! Одинаково блеклые, с внешне мрачными, без эмоциональными героями. В пример могу привести главную героиню фильма "Дневная красавица" Бунюэля и "Последней сказки Риты" Литвиновой.
Что интересно, поклонником творчества Бунюэля (логико-сенсорного интроверта) был Андрей Тарковский – сенсорно-логический интроверт. То есть, если у Бунюэля на первом месте стоит логика, то у Тарковского – сенсорика,то есть у него главную роль играет ощущение, а у Бунюэля – структура. Но оба этих художника интроверты, логики и сенсорики, опять же, это легко ощутить просто посмотрев их картины и задумавшись о том, куда "надавил" режиссер, на какую часть вашего восприятия.
Здесь можно немного окунуться в биографию Луиса.
В мир сверхреализма началось для Бунюэля, когда тот, вместе со своими друзьями и однокурсниками Сальвадором Дали и Федерико Лоркой , примкнул к обществу сюрреалистов, которое сложилось в 20-х годах под предводительством Андре Бретона.
Кстати , здесь стоит вновь обратиться к соционике - его лучший друг Сальвадор Дали был его дуалом по социотипу, то есть идеально дополнял его по всем функциям. Сальвадор Дали - этико-интуитивный экстраверт. То есть человек крайне эмоциональный, любящий привлекать внимание, эксцентричный. Ну думаю здесь сомнений не остается ни у кого. Долго думала, какой бы фотографией проиллюстрировать этот отрывок, в итоге выбрала эту - "Сальвадор Дали с личным муравьедом".
Окрыленные идеями сюрреализм, Дали и Бунюэль сняли свой первый фильм - "Андалузский пёс". Это 16-минутная немая короткометражка. В ней нет сюжета, в общепринятом смысле этого слова. Это скорее набор образов, картинок, сменяющих друг друга ,как во сне. Тогда, в 20-х годах, он произвел эффект разорвавшейся бомбы. Шокирующие сцены разрезания глаза и мертвых ослов на рояле – все это было выплеском той идеи свободы в творчестве, к которой стремились сюрреалисты.
Однако для Бунюэля, такой откровенный сюр был не смыслом жизни, а лишь увлекательным приключением. Сюрреалисты представлялись ему маленькой группой дерзких интеллигентов-идеалистов, которые любили поболтать сидя в кафе, раздираемые несбыточными мечтами.
С ними он пробыл чуть больше трех лет, однако след от влияния этого общества у него остался на всю жизнь. В нем осталось стремление свободно проникать в глубины человеческого сознания, обращаться к иррациональному, «иному».
Куда сложнее были его отношения с Сальвадором Дали. После первого фильма, второй фильм «Золотой век» дался им уже не так легко. У них ,как оказалось, был совсем разный взгляд на искусство. Они спорили о том, насколько далеко искусство способно «улететь от реальности». Бунюэль оказался не готов лететь так далеко. Даже в своих самых запредельных фантазиях он оставался закоренелым реалистом.
В итоге он порвал отношения со всеми своими сюрреалистичными приятелями и пустился в свободное плавание.
Здесь начался второй этап в творчестве Бунюэля, он уехал в Мексику, где провел 15 лет, за которые успел снять 20 фильмов (иногда по три картины в год). Вы можете себе представить - 3 картины в год! Несмотря на количество работ, эти годы можно с уверенностью назвать для Бунюэля самыми непродуктивными. В его мексиканских фильмах невозможно разглядеть ни его самого, ни сюрреализма . По большей части это были мыльные оперы, навязанные продюсерами. Но именно эти работы вернули его " с небес на землю" и научили жесткой сценарной структуре кинематографа.
По возвращению в Европу, он подумал, что неореализму, который тогда был на пике в Италии, не хватает «поэзии». Ее он и решил привнести в кинематограф. Вот здесь и начался поздний, самый цельный период его творчества. Фильм за фильмом — «Виридиана» , «Призрака свободы» , «Скромное обаяние буржуазии», «Этот смутный объект желаний» — он всё дальше уходил от пошлой действительности, всё глубже погружался в мир таинственных сновидений. В поздних картинах мы видим четкие повествовательные структуры кинематографа, которые он освоил в Мексике, и в этот строгий каркас добавлял капли сновидений, воображения и свободы, подхваченные у сюрреалистов. Вуаля, вот так и образовался самый цельный период его творчества. И именно так Бунюэль нашел гармонию между своей натурой и своей тягой к сюру, к тому невероятному, чем наполнена наша жизнь.
В следующей главе своей работы я исследовала тему сновидений в работах Бунюэля, если будет желание - я продолжу ))