Продолжение предыдущего поста о мокументари. Там я назвал пять своих любимых мокументари, теперь добавляю ещё несколько, до полной десятки.
Об инсценированной документалистике говорить не приходится: почти вся документалистика, от Вертова и Рутманна до Якопетти и Лозницы, постановочна. Исключений очень мало и их надо специально оговаривать. С другой стороны, нет смысла в данном контексте говорить и о «гиперреалистических» фильмах, которые сняты «как документальные» - фильмы Алексея Германа начиная с «Двадцать дней без войны», ранние фильмы Белы Тарра, «Куллоден» Питера Уоткинса, в котором сражение 1749 года снято в подчёркнуто репортажной документальной манере, и, наконец, шедевр Фредерико Феллини, вершина его творчества – телефильм «Репетиция оркестра». Это всё не мокументари.
Однако на границе игрового кино и мокументари стоит один из самых мною ценимых фильмов:



6. «Это случилось здесь», It Happened Here, 1963, реж. Кевин Бранлоу и Эндрю Молло. В фильме фиктивная кинохроника оккупации нацистами Британии в годы Второй Мировой Войны перемежается игровыми (но снятыми подчёркнуто «документально») эпизодами их жизни героини, оказавшася между оккупантами и партизанами, ожесточённо отстреливающими нацистов и коллаборационистов. Достоверность непроисшедших событий поражает чуть ли не в большей степени, чем монтаж «настоящей» кинохроники в обычных документальных фильмах о Второй Мировой. Холодная научная фантастика, именно такая, какой должна быть кинофантастика, без спецэффектов и сверхгероев, прыгающих по стенам небоскрёбов на манер Кинг-Конга.


7. «Хроники Хеллстрома», The Hellstrom Chronicle, 1971, реж. Уолон Грин и Эд Шпигель. Я об этом фильме уже писал, и не один раз. Энтомолог Хеллстром читает лекцию о том, что людям предстоит сойти с беговой дорожки эволюции, уступив место истинным хозяевам планеты – насекомым. Вот, собственно, и всё. Замечательно красивое умное научно-фантастическое кино, замаскированное под документалистику. Предшественником фильма являются кинопамфлеты Якопетти Mondo Cane и „Воспоминания о будущем“ Харальда Райнля, а последователями – бесчисленные Zeitgeist

URL записи